Опыт налоговых органов по досудебному рассмотрению споров возможно распространить на другие сферы государственного регулирования - Сергей Аракелов

Дата публикации: 07.04.2017 10:25 (архив)

Заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов принял участие в IV Московском юридическом форуме «Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании», который проходит с 6 по 8 апреля текущего года в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

«Процедура обязательного обжалования позволила снизить судебные издержки как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, а оперативное реагирование на нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, повысило качество контрольных мероприятий, что положительно повлияло на динамику снижения налоговых споров. В настоящее время достигнут мировой уровень эффективности досудебного обжалования, когда до суда доходит около 10% обращений налогоплательщиков», - заявил заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов в рамках пленарного доклада «Развитие и совершенствование внесудебных процедур урегулирования споров в налоговой сфере».

При этом, как отметил Сергей Аракелов, институт досудебного урегулирования налоговых споров постоянно совершенствуется. Так, в 2016 году законодательно закреплена возможность рассмотрения жалобы с участием налогоплательщика, и уже сейчас очевидно, что личные объяснения имеющихся в документах противоречий способствуют повышению эффективности рассмотрения налогового спора.

Как рассказал Сергей Аракелов, сегодня система обязательного досудебного обжалования на законодательном уровне действует и при рассмотрении жалоб по регистрации бизнеса, а также распространена на администрирование страховых взносов. Налоговыми органами накоплен огромный опыт, который подтверждает целесообразность распространения такого порядка и в других государственных сферах. Определенные элементы такой системы внедрены в порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольных органов в ФАС России.

Вместе с тем, Сергей Аракелов подчеркнул, что ФНС России активно использует новый законодательно установленный механизм «налогового мониторинга» (расширенного информационного взаимодействия), который является одним из способов досудебного урегулирования налоговых конфликтов. Налогоплательщики, добровольно раскрывая налоговому органу информацию, имеют возможность согласовать правила налогообложения операций и сделок и снизить бремя последующего налогового контроля.

Сергей Аракелов напомнил, что в международной практике известны и применяются такие правовые механизмы согласования налоговых позиций, как предварительное налоговое разъяснение («tax rulling»). С 2016 года в России на законодательном уровне такой механизм закреплен для крупнейших налогоплательщиков и предоставляет им возможность получать в рамках мониторинга мотивированные мнения не только по совершенным сделкам, но и по планируемым.

«Применение различных взаимосогласительных процедур, - сообщил Сергей Аракелов - направлено на снижение налоговых рисков и налогового контроля в отношении добросовестного бизнеса, а также на повышение уровня соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах».

В заключение Сергей Аракелов заявил о готовности Федеральной налоговой службы к диалогу и к выработке совместных решений как с бизнесом, так и с научным и судейским сообществами по вопросам распространения досудебного порядка обжалования на другие сферы государственной деятельности.

В форуме также участвуют ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) В.В. Блажеев, советник Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлев, судья Конституционного суда Российской Федерации Г.А. Гаджиев, секретарь пленума Верховного суда Российской Федерации В.В. Момотов, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т.Я. Хабриева, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном и Верховном судах России М.Ю. Барщевский и другие.