ENG

Законодательно закреплены новые нормы, обеспечивающие достоверность государственных реестров

Дата публикации: 22.04.2015 11:57 (архив)

31.03.2015г вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ от 30.03.2015г "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(далее – Закон о достоверности реестров).

Данным законом внесены изменения в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I.

Со дня официального опубликования указанного закона начали действовать следующие изменения в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

  • Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.
  • Таким образом, любое заинтересованное лицо сможет получить официальные сведения из реестров с электронной подписью регистрирующего органа бесплатно. Для этого надо зайти на сайт ФНС и сделать запрос по любому  юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
  • Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  • Таким образом, регламентирована последовательность действий при ликвидации юридического лица и соблюдение прав кредиторов в данной процедуре.
  • Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

а) установленного для предъявления требований кредиторами;

б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.Таким образом, введён запрет на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица до завершения судебного разбирательства и до окончания выездной налоговой проверки.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях претерпел изменения, усиливающие административную ответственность за действия, направленные на фальсификацию единых государственных реестров.

  • За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена безальтернативная дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Для однократного непредставления или представления недостоверных сведений установлена ответственность в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.
  • В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности.
  • Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.
  • Введена возможность проведения административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Уголовным кодексом Российской Федерации определены понятия подставного лица и  ответственность за регистрацию фирм через таких лиц.

  • Понятие подставного лица применяется также в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица, при отсутствии у них цели управления организацией.
  • Преступлением будет считаться не только образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.
  • Предоставление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться уголовно наказуемым деянием в любом случае.