История УФНС России


Информация ниже зависит от вашего региона (12 Республика Марий Эл)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после учреждения в 1802 году Министерства финансов. Грамотная финансовая политика, проводимая на рубеже столетий, позволила России войти в XX век с золотым рублем, сбалансированным бюджетом и прочным международным кредитом.

Революция 1917 года перевернула жизнь и судьбы людей, а вместе с этим и уже выстроенную за многие годы налоговую систему страны. Приоритеты изменились: Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли другие страны. Налоговая система, созданная в дореволюционной России, была практически уничтожена. Из языка финансистов исчезло такое понятие, как теория налогов. И только к концу восьмидесятых годов прошлого века положение стабилизировалось, чтобы затем значительно измениться...

1990 год... Многие помнят эту историческую веху, когда инфляция, которая раньше официально не признавалась у нас в стране, гордившейся прочностью советского рубля, вдруг вырвалась, как джин из бутылки, опустошила прилавки и погубила сложившуюся за годы Советской власти систему хозяйства и сам Советский Союз.

Россия взяла курс на проведение рыночных реформ. Одним из рычагов экономического регулирования рыночных отношений должны были стать налоговые органы, которые постоянно бы держали руку на пульсе происходящих перемен в социально-экономической сфере. 24 января 1990 года Постановлением Совета Министров СССР «О Государственной налоговой службе» в системе Минфина СССР создается Главная государственная налоговая инспекция, в республиках, областях и районах - государственные налоговые инспекции (ГНИ). Так, 20 лет назад, в 1990 году родилась современная налоговая система России.

С июля 1990 года начинает свой отсчет и история налоговых органов нашего региона. Создается Государственная налоговая инспекция по Республике Марий Эл и 17 городских и районных инспекций, количество которых в 2000-2001 годах сокращается до девяти, а с 2012 года - до шести.

У «руля» зарождающейся налоговой системы встают прежние «минфиновцы»: первый руководитель налогового ведомства Марий Эл М.А.Филимонов и его заместитель В.И.Лукоянов. При их непосредственном участии формируется команда марийских налоговиков.

С ноября 1995 года Государственную налоговую инспекцию по Республике Марий Эл возглавил Н.А.Свинцов.

Через два года этот пост занял Ф.Ф.Ханафеев, который руководил налоговыми органами республики, возглавляя региональное налоговое управление.

В конце 1998 года налоговая служба впервые меняет свое название: Госналогслужба России преобразуется в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России).

Россия выходит из кризиса, экономика развивается, и начинают давать о себе знать недостатки налоговой системы. Отсутствие общих принципов работы, грамотной законодательной базы, современной технической платформы усложняют как работу налоговых органов, так и процесс исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации (1998 год) законодательно определяются общие принципы построения налоговой системы, перечень налогов и порядок их уплаты, права и обязанности и налогоплательщиков, и налоговых органов.

На первом этапе реформ, который был реализован в 2000-2002 годах, отменяются неэффективные налоги, снижаются ставки отдельных налогов (НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС).

Для любой системы, которая прошла сложный этап становления, неизбежны перемены. Налоговая система не исключение. Значимым документом 2001 года стала Федеральная целевая программа «Развития налоговых органов (2002-2004 годы)», которая запустила программу модернизации налоговых органов. В ее основу заложен функциональный принцип деятельности всех подразделений, которому следуют многие цивилизованные и успешно развивающиеся страны.

Модернизация привела в единообразие структурную организацию, позволила перейти на типовую структуру, унифицировать рабочие процессы, внедрить в работу современные технологии и электронный документооборот, избежать дублирования функций различными структурными подразделениями, уйти от налогового администрирования по отдельным видам налогов.

Модернизация совпала по времени с реорганизацией налоговых органов. Она стартовала со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти». Этим документом провозглашена административная реформа, которая затронула все российские министерства и ведомства.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, региональные управления налогового ведомства - в соответствующие Управления ФНС России, налоговые инспекции МНС России - в инспекции Федеральной налоговой службы.

Реформирование налоговой системы страны - это не только очередная «смена вывески», это серьезные изменения внутренней структуры и новые функции налоговой службы. Она становится представителем государства в делах по банкротству. Начинает заниматься государственной регистрацией юридических и физических лиц, желающих заняться предпринимательством, и ведением информационных ресурсов - ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В структуре Управления и инспекций появляются новые подразделения - отделы обеспечения процедуры банкротства и отделы регистрации и учета налогоплательщиков.

Перевод всех инспекций на типовую структуру и функциональный принцип позволил четко выделить такое направление деятельности, как работа с налогоплательщиками. Налоговая служба делает все возможное, чтобы сломать устоявшийся за многие годы стереотип о том, что налогоплательщик и налоговый инспектор находятся по разные стороны баррикад, сделать общение этих двух сторон максимально простым и удобным. Разрабатывается ряд основополагающих документов, регламентирующих взаимоотношения между теми, кто платит налоги, и теми, кто их администрирует.

Сегодня отношения с налогоплательщиками вышли на новый уровень: с каждым днем они становятся более прозрачными и открытыми. Во многом это заслуга Интернет-технологий, которые стремительно внедряются в работу налоговых органов.

Первый прорыв в этой области состоялся в середине 2004 года: налогоплательщики получили возможность представлять отчетность, не посещая инспекцию, по телекоммуникационным каналам. Это стало возможным с появлением в Марий Эл специализированных операторов связи, осуществляющих электронный документооборот между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками.

С 1 января 2012 года в республике остается шесть налоговых инспекций: прекращает свою деятельность Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Марий Эл. Ее правопреемником становится Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл. Налоговое администрирование налогоплательщиков:

  • Советского и Оршанского районов осуществляет Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Марий Эл;        
  • Ново-Торъяльского района - Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Марий;
  • Килемарского района - Межрайонная ИФНС России №6 по Республике Марий Эл.

За более, чем 20-летнюю историю налоговой службы республики, произошло множество значимых событий, укрепился кадровый состав, создана и постоянно совершенствуется материально-техническая база. Новоселье отметили Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Марий Эл (п.Медведево), ИФНС России по г.Йошкар-Оле, Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл (г.Волжск). В двух последних, а также в Межрайонных ИФНС России №№ 3 и 5 по Республике Марий Эл налогоплательщиков обслуживают в удобных операционных залах. В 2013 году в налоговых инспекциях республики начинается внедрение фирменного стиля, утвержденного ФНС России.

С 28.10.2016 -02.02.2018 региональное управление возглавлял К.Л.Князев.

С 04.06.2018 – 03.06.2023  возглавляла Л.Н. Гатина.

В соответствии с приказом ФНС России от 16.02.2021 № ЕД – 7 – 4/144 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл» подведомственные налоговые органы (ИФНС России по г. Йошкар-Оле, Межрайонные ИФНС России № 1 - 4, 6 по Республике Марий Эл) реорганизовались путем присоединения к Управлению 31.05.2021. После перехода на двухуровневую систему управления все функции, реорганизуемых территориальных налоговых органов республики, выполняет Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности инспекций.

На территории Республики Марий Эл образованы следующие обособленные подразделения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл:

  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в г. Йошкар-Оле
  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в п.Медведево
  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в г.Звенигово
  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в п.Сернур
  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в г. Волжск
  • ТОРМ УФНС России по Республике Марий Эл в г.Козьмодемьянск

В настоящее время Управление возглавляет Петрова Марина Валерьяновна, которая назначена на должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2023 № 825 л/с.