О ликвидации двух схем по выводу активов при банкротстве граждан - внесудебные алиментные соглашения и брачные контракты (раздел имущества супругов)

Дата публикации: 19.01.2019 06:23 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Документ (Постановление пленума Верховного суда РФ декабрь 2018г.) позволяет кредиторам добиваться признания нотариальных соглашений по алиментам недействительными, а брачные контракты не принимать в расчет, если они заключены после образования долга.

Согласно документу, суд в рамках дела о банкротстве гражданина может признать его внесудебное соглашение с супругом об уплате алиментов недействительным, если их размер превосходит "разумно достаточные" потребности получателя в ущерб интересам кредиторов.

Кредиторы или финансовый управляющий также могут добиваться расторжения или изменения такого соглашения с целью снижения выплат. Это возможно, если условия документа ранее исполнялись, но из-за ухудшения финансового положения должника возник дисбаланс в выплатах по алиментам и долгам.

Алиментные схемы нередко ставятся способом спасения активов гражданина-банкрота от распродажи с целью удовлетворения требований кредиторов.
Недобросовестные должники искусственно создают задолженность по соглашению об уплате алиментов, а затем для ее погашения передают ликвидное имущество, например недвижимость.

Недопустимы, попытки укрыть от реализации активы и с помощью брачного договора или раздела имущества с супругов, когда ликвидное имущество достается второму супругу, а должник лишается активов. Если такое перераспределение произошло после возникновения обязательств, то оно не связывает руки кредиторам: имущество и должника, и перешедшее супругу включаются в конкурсную массу и реализуется.

Сохранилась норма, позволяющая супругу банкрота добиваться раздела общих активов до продажи их с торгов в параллельном судебном процессе в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном, который ведет дело о банкротстве. Таким образом, супруг банкрота сможет получить свою долю в виде имущества, а не денег.

Также осталось положение, дающее шанс должникам сохранить за собой ипотечную квартиру, если она является для них единственным жильем. Это произойдет, если банк пропустит двухмесячный срок на включение своих требований в реестр кредиторов, либо не предъявит их в рамках дела банкротства вообще.

Сейчас имущественный иммунитет, защищающий единственное жилье от изъятия за долги, не распространяется на случаи, когда оно взято в ипотеку. Даже в случае опоздания банка с предъявлением требований оно реализуется, а деньги распределяются между всеми кредиторами.