Сегодня, в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской
Федерации по реформированию контрольно-надзорной деятельности органов
государственной власти, в УФНС России по Республике Хакасия прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов по теме: "Индивидуальные предприниматели: особенности администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов стали темой публичных обсуждений".
В мероприятии также приняли участие представители Министерства экономического развития по Республике Хакасия, Управление Росреестра по Республике Хакасия, а также представители бизнеса и общественных организаций.
Слушания открыла заместитель руководителя Управления Людмила Мехнина, которая отметила, что НДФЛ, страховые взносы в ПФР, ФСС и ФОМС одни из самых значимых налогов для формирования консолидированного бюджета Республики Хакасия, обеспечивающие исполнение социальных гарантий государством.
В своем докладе на тему «Статистические показатели результатов администрирования налога на доходы физических лиц и страховых взносов ИП» сообщила, что удельный вес НДФЛ составляет 36% от всех доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия. Из общего объема поступлений НДФЛ:
- поступления НДФЛ, уплаченного налоговыми агентами юридическими лицами - 92,2%;
- поступления НДФЛ , уплаченного с доходов, полученных ИП составляет - 5,8% .
Уже третий год, начиная с 01.01.2017, налоговые органы администрируют страховые взносы. Данное изменение, как сообщила Людмила Мехнина, позволило сосредоточить в одном месте прием, проверку налоговой отчётности, представляемой работодателями по зарплатным налогам - налогу на доходы физических лиц и страховым взносам, в связи с чем сформировалась устойчивая тенденция положительной динамики их поступлений (темп роста составляет более 100%).
Из всех поступлений по страховым взносам:
- 4,9 % - поступления от ИП – работодателей;
- 3,6 % - фиксированные поступления от ИП за себя;
- 92% - поступления, уплачиваемые ЮЛ.
Обратила внимание, что налоговыми органами по Республике Хакасия за 2018 год, 9 месяцев 2019 года было получено 740 обращений, в том числе 73 обращения по фактам выплаты «теневой» заработной платы, из 73 - 28 или 38% в отношении индивидуальных предпринимателей.
В завершении своего доклада
Людмила Мехнина добавила, что пока предприниматели из всех возможных моделей поведения предпочитают «теневую зарплату» с такими проявлениями бороться любыми законными методами весьма затруднительно, поскольку само явление находится за рамками правового поля, а экономическая целесообразность пока еще объединяет работодателей и их работников, согласных получать «серую» зарплату.
В своем выступлении на тему ««Администрирование НДФЛ и страховых взносов» начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц Управления Татьяна Грудева рассказала о новой ежеквартальной отчетности для налоговых агентов по форме 6-НДФЛ, о контроле сроков перечисления налоговыми агентами удержанных сумм налога в бюджет РФ, об арифметических ошибках и неточностях, допускаемых налоговыми агентами, о неправомерном применении ими налоговых вычетов, неправомерном применение спец.режимов (УСНО, ЕНВД) и занижении доходов от реализации имущества, используемого в коммерческой деятельности, а также о выплате теневой заработной платы.
В отношении страховых взносов
Татьяна Грудева, рассказала о том какие арифметические ошибки и неточности допускаются страхователями при составлении расчетов, о правомерности применения пониженных тарифов, правильности отнесения выплаченных доходов к необлагаемым, об исчислении фиксированных платежей по страховым взносам для ИП, о правильности определения величины страховых взносов ИП в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс рублей.
Акцентировала внимание, на том, что налоговые агенты, неправомерно принимая на работу граждан подменяют трудовые отношения гражданско-правовыми, тем самым экономят на страховых взносах в ФСС в размере 2,9%. При детальном исследовании же имеются следующие признаки наличия именно трудовых отношений, это: требования к работнику по соблюдению графика и правил трудового распорядка, наличие договора о полной материальной ответственности, наличие расчетных листков о начислении зарплаты, ведомостей выдачи денежных средств, сведений о систематическом перечислении средств на банковскую карту человека или его родственников, оформление лицом товарных накладных и счетов-фактур, оформление на имя гражданина путевых листов, заявок на перевозку грузов, оформление актов о выполненных работах, отметки об инструктаже в журнале регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, создание в организации отдельного рабочего места для исполнителя по договору подряда и др.
В конце мероприятия обсудили проблемные вопросы, возникающие у налогоплательщиков.
Подводя итоги мероприятия,
Людмила Мехнина выразила огромную надежду на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание, а также от лица Управления поблагодарила присутствующих за открытый диалог и конструктивное обсуждение заявленной темы.