ENG

Е.В. Суворова в интервью журналу «Налоговая политика и практика» рассказала о практике урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 31.07.2014 09:37 (архив)

В августовском номере журнала «Налоговая политика и практика» опубликовано интервью с начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Е.В. Суворовой.

Е.В. Суворова отметила, что с 1 января 2014 года введена обязательная процедура досудебного урегулирования в отношении всех налоговых споров. При этом с 2009 года, перед тем как обратиться в суд, налогоплательщики в отношении решений по камеральным и выездным налоговым проверкам обязаны были предварительно обратиться в вышестоящий налоговый орган. Такой порядок обжалования доказал свою эффективность: ежегодно по результатам рассмотрения жалоб отменяется около 40 % решений нижестоящих налоговых органов, а выработанная вышестоящим налоговым органом и ФНС России позиция по ключевым вопросам учитывается нижестоящим органом в целях избежания ошибок в дальнейшем.

Е.В. Суворова также обратила внимание, что Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» введена ускоренная процедура рассмотрения жалобы на иные акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц – в течение 15 рабочих дней со дня получения. Это самый короткий срок в зарубежной практике досудебного урегулирования. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней, если вышестоящему налоговому органу понадобится запросить какие-то недостающие документы у нижестоящего налогового органа, пояснила она.

Е.В. Суворова также рассказала про порядок обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. В частности, было указано, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через тот нало-говый орган, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Вместе с тем, она пояснила что, если обжалуется, решение Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации по повторной выездной налоговой проверке, то жалоба подается в ФНС России. При этом если вышестоящим налоговым органом вынесено решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), то у налогоплательщика имеется возможность обжалования такого решения в течение трех месяцев в ФНС России. В этот же срок налогоплательщик вправе обратиться в судебный орган, и в случае, если ФНС России примет решение в пользу налогоплательщика, последнему не нужно будет продолжать судебное разбирательство. В этом и состоит дополнительная гарантия защиты прав налогоплательщика, сообщила Е.В. Суворова.

Во время интервью Е.В. Суворова также подробно осветила правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по различным спорным вопросам, возникающим при рассмотрении налоговых споров в досудебном порядке, нашедшие отражение в Постановлении Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ».

В частности, Е.В. Суворова рассказала, что согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 68 Постановления от 30.07.2013 № 57, о нарушении своих прав на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и представление объяснений налогоплательщик должен заявить в жалобе, направленной в вышестоящий налоговый орган.

Е.В. Суворова также рассказала об интернет-сервисах, размещенных на официальном сайте ФНС России. В целях получения информации о дате поступления жалобы в налоговый орган и присвоенном входящем номере, сроке её рассмотрения, реквизитах решения, статусе жалобы и результатах рассмотрения налогоплательщик может обратиться к сервису «Узнать о жалобе». При этом в сервисе «Решения по жалобам» находятся наиболее значимые решения, вынесенные вышестоящими налоговыми органами по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб).

Подробней об этом читайте в свежем номере журнала «Налоговая политика и практика» (2014, № 8).