Дата публикации: 26.07.2023 16:24
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Во 2 квартале 2023 года в Управление поступило на рассмотрение 2270 обращений граждан, что на 269 единиц (или 15,9%) больше, чем за аналогичный период 2022 года (во 2 кв. 2022 года поступило 1691 обращение).
Из числа поступивших обращений: 790 обращений (34,8%) направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 323 и интернет-обращения ФНС России - 467), 2 заявления граждан поступило из Администрации Президента Российской Федерации, 11 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 405 обращений направлено письмами и поручениями ЦА ФНС России, из которых 69 обращений - поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
На контроле в общем отделе Управления в отчетном периоде находилось 2589 обращений, из которых: 2270 поступило во 2 квартале 2023 года и 319 - находилось на исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил, 2037 обращений исполнены отделами Управления в срок.
По 516 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
Во 2 квартале 2023 года на личный прием обратилось 10 граждан. Уполномоченными должностными лицами даны устные разъяснения.
По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще всего обращались по вопросам пяти тематик:
- Обжалование решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц (0003.0008.0086.1198) – 532 обращения или 23,4% от общего числа поступивших обращений;
- Контроль исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами (0003.0008.0086.0564) – 381 обращение или 16,7% от общего числа поступивших обращений;
- Организация работы с налогоплательщиками (0003.0008.0086.0552) – 292 обращения или 12,9% от общего числа поступивших обращений;
- Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) – 149 обращений 6,6% от общего числа поступивших обращений;
- Налог на доходы физических лиц (0003.0008.0086.0545) – 139 обращений или 6,1% от общего числа поступивших обращений.
Сравнительный анализ отчетных периодов показал, что во 2 квартале 2023 года по отдельным вопросам произошло увеличение активности граждан, о чем свидетельствует увеличение как их количества, так и доли в общем числе поступивших обращений.
Немалое количество обращений граждан приходится на вопрос по необоснованной задолженности из-за отсутствия в ЕНС налогоплательщиков информации по уже уплаченным налогам и страховым взносам, по излишне начисленной пене.
Также рост обращений граждан связан с введением с 01.01.2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).
Вместе с тем, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, для снижения количества обращений налогоплательщиков по вопросу полноты отражения информации в ЕНС в программном комплексе АИС «Налог-3», по решению вопросов отраженных в обращениях налогоплательщиков, на постоянной основе оказывается методологическая помощь территориальным налоговым органам Краснодарского края (в том числе по снижению объема невыясненных платежей).
По сравнению с аналогичным периодом 2022 года, во 2 квартале 2023 года произошел рост числа обращений, рассмотрение которых регламентирует Кодекс об Административных правонарушениях (КоАП).
В целях установления зон возникновения налоговых споров и сокращения количества фактов нарушения прав налогоплательщиков, проведен анализ сведений, содержащихся в информационном ресурсе «Налоговые споры».
По итогам анализа причин возникновения налоговых споров в территориальные налоговые органы Краснодарского края направлено письмо о принятии мер для снижения количества обоснованных жалоб налогоплательщиков на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов.
Управлением проводится работа с территориальными налоговыми органами Краснодарского края с целью принятия всех надлежащих мер по урегулированию налоговых споров на стадии рассмотрения обращений налогоплательщиков и исключения повторности причин обращений граждан в вышестоящий налоговый орган.
В целях недопущения нарушения норм действующего законодательства, а также исключения повторного обращения налогоплательщиков территориальным налоговым органам Краснодарского края в отношении жалоб, по результатам рассмотрения которых, требования заявителей удовлетворены, поручено сообщать о мерах, принятых для исключения аналогичных нарушений в дальнейшей работе Инспекции.
На постоянной основе территориальным налоговым органам Краснодарского края оказывается методологическая помощь, проводится разъяснительная работа в части применения положений нормативных актов налогового законодательства РФ.
По вопросам задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) поступило на 149 обращений, что на 211 обращений (в два раза) меньше по отношению к 1 кварталу 2023 года, и меньше по отношению ко 2 кварталу 2022 года на 44 обращения (29,5%), связанных с истечением срока для своевременной оплаты физическими лицами имущественных налогов за 2022 год, ежедневным ростом задолженности за счет начисления пеней, а также с внедрением 01.01.2023 института ЕНС и изменениями реквизитов для оплаты (т.к. все платежи поступают на единый счет УФК по Тульской области).
Снижение количества обращений граждан по сравнению со 2 кварталом 2022 года обусловлено в основном тем, что в рассматриваемом периоде:
- уменьшилось количество требований, направленных физическим лицам в связи с продлением срока выставления требований на 6 месяцев согласно Постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500;
- не направлялись в ССП судебные приказы/исполнительные листы в связи с проводимой работой по реализации нового механизма взаимодействия налоговых органов и органов ССП посредством СМЭВ;
- уменьшилось количество заявлений о вынесении судебного приказа (заявления направлялись только по требованиям, предъявленным до 01.01.2023).
Снижение количества обращений по сравнению с 1-м кварталом 2023 года обусловлено в основном тем, что в рассматриваемом периоде:
- устранены технические ошибки, приводившие к некорректному формированию в АИС Налог-3 и (или) некорректному отражению в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» сальдо ЕНС;
- территориальными налоговыми органами Краснодарского края проводилась работа по верификации сальдо ЕНС. Проводилось информирование налогоплательщиков о сальдо ЕНС в целях проведения сверки в случае наличия разногласий;
- требования об уплате предъявлялись в отношении верифицированного сальдо ЕНС.
В целях снижения активности обращений граждан по вопросам задолженности, территориальными налоговыми органами Краснодарского края продолжается работа по верификации сальдо ЕНС в соответствии с порядком, рекомендованным ФНС России, в том числе осуществляется информирование налогоплательщиков о задолженности, приглашение на межведомственные комиссии и т.д.
Следует отметить, что ухудшение общей экономической ситуации в стране в связи с санкциями со стороны недружественных стран отрицательно сказалось на финансовом состоянии налогоплательщиков, что повлекло несвоевременную оплату налогов и возникновение задолженности.
Вследствие чего у налогоплательщиков возникают вопросы о мерах принудительного взыскания применяемых территориальными налоговыми органами Краснодарского края.
В случаях неправомерных действий территориальных налоговых органов Краснодарского края проводится работа с сотрудниками по исключению допущения нарушений.
Налогоплательщикам дается полный и исчерпывающий ответ на поступившие обращения. Активно ведется разъяснительная работа в телефонном режиме (горячая линия «Вопросы приостановления операций по счетам»).
С вопросами налогообложения доходов физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 139 граждан, что осталось на уровне аналогичного периода 2022 года, и ниже показателя 1 квартала 2023 года на 20 единиц (12,6%) (2 кв. 2022 года – 138 обращений, 1 кв. 2023 года – 159 обращений).
По вопросам администрирования страховых взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с отсутствием передачи информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ.
По имущественным налогам плательщики задавали вопросы о некорректном начислении имущественных налогов, а также о разъяснении действующих законодательных норм.
По вопросам налогообложения доходов физических лиц от налогоплательщиков поступали вопросы, связанные с правильностью исчисления НДФЛ, порядком предоставления имущественных и социальных налоговых вычетов, порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Также возникали вопросы по нарушению трудового и налогового законодательства налоговыми агентами – работодателями.
Во 2 квартале 2023 года Управлением обработаны обращения, поступившие на Омниканальную платформу, где основными проблемами граждан являлись:
- несогласие с начислением имущественных налогов;
- неполучение налогоплательщиком налогового уведомления на уплату налогов.
В целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками и увеличения количества положительных отзывов, Управлением приняты следующие меры:
- проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на основании заявлений граждан о предоставлении льготы;
- в целях актуализации сведений в отношении имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами, на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;
- на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства.
По вопросам Учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551) обратилось 72 гражданина. Количество обращений по данной тематике выше показателя аналогичного периода 2022 года на 47 единиц (в 2,5 раза) и ниже с показателя 1 квартала 2023 года на 16 единиц (18,2%) (2 кв. 2022 года – 25 обращений, 1 кв. 2023 года – 88 обращений).
Причинами возникновения вышеуказанных обращений являются религиозные верования (предубеждения) граждан.
Также причиной возникновения обращений граждан по вопросам актуализации персональных данных является представление неполных или некорректных сведений о налогоплательщиках государственными органами, поименованными в ст. 85 НК РФ.
Управлением ведется работа по актуализации персональных данных, устранению множественной постановки на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует снижению активности обращений граждан.
На постоянной основе даются разъяснения налогоплательщикам по вышеуказанным вопросам.
Кроме того, граждане обращались по вопросам, касающимися применения контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568). Во 2 квартале 2023 года поступило 5 обращений. По данным обращениям виновные привлечены к административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даны разъяснения. Полученная от граждан информация анализировалась, проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ с соблюдением требований ст.102 НК РФ.
Поступившие обращения связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 и ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Наличие обращение по данной тематике обусловлено тем, что в рамках реализации проектов «Рынки» и «Общепит» проводилась активная разъяснительная компания, влияющая на гражданскую ответственность налогоплательщиков.
С целью снижения активности обращений граждан по указанному направлению, при подготовке ответов заявителям формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам, изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции территориальных налоговых органов Краснодарского края, а также разъяснения налогового законодательства.
Во 2 квартале 2023 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края (далее –ТНО) на рассмотрение поступило 35961 обращение граждан, в том числе: из МИ ФНС России по ЦОД поступило 92 обращения, 250 обращений направлено в ТНО на исполнение письмами Управления, 669 поступило из других ведомств и 2370 поступило по почте от заявителей.
Посредством электронных сервисов в отчетном периоде поступило 32580 обращений (90,6% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 29320 обращений (81,5% от общего числа поступивших), интернет - сервис «Обратиться в ФНС России» - 2792 обращения (7,8% от общего числа поступивших), из которых 468 (1,3%) – обращения, полученные посредством ТСК.
Сравнительный анализ поступивших обращений через электронные сервисы выявил увеличение количества обращений на 3509 единиц или 12,1% как в сравнении со 2 кварталом 2022 года, так и в сравнении с 1 кварталом 2023 года на 103 единицы или 0,3% (во 2 кв. 2022 года через электронные сервисы поступило 29071 обращение или 90,2% от общего числа, в 1 кв. 2023 года поступило 32477 обращений или 88,8% от общего числа поступивших обращений).
На контроле в ТНО в отчетном периоде находилось 43020 обращений, из которых: 35961 - поступило во 2 квартале 2023 года и 7059 - находилось на исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).
Во 2 квартале 2023 года исполнено 34783 обращения граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По 8228 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.
В ТНО с нарушением срока исполнения выявлено 8 обращений.
По фактам нарушений сроков исполнения в Управление предоставлены объяснительные записки на имя начальника Инспекции.
В целях контроля за сроками исполнения обращений граждан, общим отделом Управления осуществляется ежедневный и еженедельный упреждающий контроль. Информация об исполнительской дисциплине ежемесячно и ежеквартально докладывается руководителю Управления.