ENG

На публичных обсуждениях рассмотрели основания и последствия применения обеспечительных мер в налоговой сфере

Дата публикации: 08.06.2022 03:26

На публичных обсуждениях исполняющий обязанности начальника отдела урегулирования задолженности УФНС России по Амурской области Татьяна Ульянова рассказала об основаниях и последствиях применения обеспечительных мер в налоговой сфере.

Обеспечительные меры – это временные ограничения, принимаемые налоговым органом с целью сохранения имущества либо денежных средств налогоплательщика, за счет которых может быть погашена налоговая задолженность, в случае наличия оснований полагать, что взыскать задолженность в дальнейшем будет затруднительно или невозможно.

Татьяна Александровна объяснила, что НК РФ установлены два вида обеспечительных мер. В их числе арест имущества должника с санкции прокурора в рамках ст.77 НК РФ и меры, принимаемые для обеспечения поступления сумм, доначисленных по результатам проведения налоговых проверок, в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ. 

Применение ареста в рамках ст. 77 НК РФ приводит налогоплательщика к следующим последствиям:
  • собственник не может распоряжаться имуществом. Это означает, что имущество нельзя продать, передать в качестве вклада в уставный капитал, сдать в аренду, передать в залог и прочее. Если наложен частичный арест, то распорядиться имуществом можно только с разрешения и под контролем налогового органа;
  • собственник сможет пользоваться имуществом также только с согласия и под контролем налогового органа;
  • собственника могут привлечь к ответственности, если он совершит незаконные действия в отношении арестованного имущества, а именно самостоятельное отчуждение, растрату или его сокрытие;
  • имущество, в отношении которого приняты обеспечительные меры, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона  в случае неуплаты в течение одного месяца налоговой задолженности, после наложения ареста в рамках ст. 77 НК РФ, и в дальнейшем может быть принудительно реализовано в рамках процедуры банкротства в целях максимального погашения задолженности перед бюджетом.
Меры, применяемые в соответствии с п.10 ст. 101 НК РФ применяются конкретно для обеспечения поступления сумм, доначисленных по результатам проведения налоговых проверок. Решение об их применении выносится одновременно с вынесением решения по налоговой проверке. 

Решение о принятии обеспечительных мер предусматривает собой:
  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который производится последовательно в отношении любой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе дебиторской задолженности (за исключением готовой продукции, сырья и материалов) и пр. 
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. 
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп меньше суммы доначислений.

По заявлению налогоплательщика, в отношении которого было принято решение о принятии обеспечительных мер любого вида, налоговый орган вправе принять решение об его замене на банковскую гарантию, по ней банк обязуется уплатить сумму задолженности; залог имущества, в том числе ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке; поручительство третьего лица - в этом случае третье лицо берет на себя обязательство заплатить в бюджет недоимку, пени и штрафы.

В случае если стоимость всего имущества, в отношении которого принят запрет, меньше доначисленных сумм, налоговый орган переходит на расчётные счета должника, а именно приостанавливает операции по его счетам в рамках ст. 76 НК РФ. Решение выносится на сумму разницы между общей суммой доначислений и стоимостью всего имущества налогоплательщика.

«Меры, принятые налоговым органом в рамках обеспечительных на имущество организаций, а также на расчётные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводят к крайне неблагоприятным последствиям для бизнеса: от задержки выплат заработных плат сотрудникам до невозможности расчета с поставщиками, что в конечном итоге может окончательно «парализовать» деятельность предприятия», - подчеркнула Татьяна Александровна.

Во избежание подобных ситуаций рекомендуем неукоснительно соблюдать требования налогового законодательства и периодически уточнять состояние налоговых обязательств посредством проведения сверки расчетов по налогам, а также анализа информации в электронном сервисе «Личный кабинет» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При необходимости информацию об обеспечительных мерах можно получить по телефону Единого контакт – центра ФНС России 8–800– 222–22–22.