ENG

На публичных обсуждениях рассказали о работе налоговых органов по снижению административного давления на бизнес

Дата публикации: 26.10.2022 04:15

В своем докладе на публичных обсуждениях, прошедших в Благовещенске 25 октября, начальник контрольного отдела УФНС России по Амурской области Татьяна Лагода ответила на вопросы по теме «Риск – ориентированный подход в налоговом администрировании. Снижение административного давления на бизнес».

Начальник отдела пояснила, что риск – ориентированный подход в налоговом администрировании означает выборочную проверку подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. «У  налоговых органов отсутствуют намерения  мешать законному и прозрачному бизнесу, перед нами стоит задача – выявлять нарушения», - сообщила Татьяна Николаевна.

Разработанные ФНС России 12 критериев рисков для самостоятельной оценки налогоплательщиками своей деятельности (приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) актуальны и на сегодняшний день, поскольку формируют первоначальный перечень субъектов для рассмотрения вопроса о проведении выездной налоговой проверки.

Риск – ориентированный подход дает возможность расставить приоритеты при определении объекта и цели проверки. В результате число выездных проверок значительно сократилось. Процент охвата ВНП в Амурской области составляет 0,1%.

Используя сервисы ФНС России, а также иные общедоступные источники информации можно минимизировать риски возникновения претензий со стороны налоговых органов и, следовательно, избежать возможности получения требований о предоставлении  документов (информации).

Налоговые органы применяют риск-анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. Самый плотный контроль операций происходит при проведении камеральных проверок деклараций по НДС.

Когда программный комплекс АСК НДС–2 выявляет расхождения любого характера, он тут же отправляет требование налогоплательщику о предоставлении пояснений без участия инспектора.

Получив такие требования, налогоплательщики оценивают риски представить уточненную декларацию в случае выявлении ошибки или передать обоснованные пояснения, возможно приложив подтверждающие документы для подтверждения своей позиции.  

В случае не представления пояснений или уточненной декларации налоговый инспектор в рамках камеральной проверки самостоятельно истребует у плательщика и его контрагентов документы для проверки реальности сделки.

Татьяна Николаевна обратила особое внимание на то, что истребование документов проводится в исключительных случаях:

  • для проверки правомерности применения льгот, имеющихся противоречий между сведениями (имеющегося несоответствия сведений) и в иных случаях при наличии риска нарушения законодательства о налогах и сборах и с учетом его существенности;
  • по отдельным операциям (сделкам), а не за период или, тем более, несколько периодов. За несколько периодов документы должны истребоваться только для подтверждения выявленных фактов налоговых нарушений;
  • только в том случае, если документы не представлялись в налоговый орган ранее налогоплательщиком или его контрагентом;
  • только если документы не могут быть получены от других органов власти, регистрирующих органов и из имеющихся у налоговых органов информационных ресурсов.

Спикер порекомендовала при возникновении вопросов по обоснованности  истребования документов  (информации) сотрудниками налоговых органов Амурской области обращаться по номерам телефонов Управления (4162) 598 -773, (4162) 598-704.

На публичных обсуждениях также выступила исполняющий обязанности начальника отдела камерального контроля Управления Ольга Прокопенко. Ее доклад был посвящен допускаемым ошибкам при формировании деклараций по НДС. Ольга Леонидовна также рассказала, как поступать в случае получения автотребований.

Сначала необходимо передать налоговому органу квитанцию о приеме требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом. В зависимости от кода ошибки необходимо проверить правильность заполнения декларации, расчет суммы налога и сверить каждую запись в декларации с документами, например, со счетом-фактурой.

Также следует посмотреть, как отражен каждый реквизит записи, по которой установлены расхождения, например, дата, номер, сумма. И, наконец, представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями и дополнительными документами, подтверждающими достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Начальник отдела налогообложения доходов и администрирования страховых взносов Управления Юлия Калгина в своем докладе пояснила порядок истребования документов (информации) у налогоплательщиков при выявлении расхождений в расчетах по страховым взносам и расчетах по форме 6-НДФЛ. Налоговый орган в соответствии со ст. 88 НК РФ вправе запрашивать у страхователя пояснения с приложением подтверждающих документов. Представитель Управления подробно остановилась на том, в каких случаях проверяющим в адрес работодателя может быть направлено требование или уведомление о представлении пояснений и документов.