ENG

Налоговая база по имущественным налогам значительно увеличится за счет вовлечения незарегистрированных объектов

Дата публикации: 03.07.2015 05:43 (архив)

С 29 июня по 5 июля на базе Байкальского государственного университета экономики и права проходит седьмой международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ», на котором обсуждаются актуальные проблемы реформирования налоговых систем, вырабатываются новые теоретико-методологические подходы к совершенствованию налоговой политики, закладываются основы для проведения совместных исследований. В нем принимают участие ученые России, Украины, Белоруссии, Германии, Монголии и Китая.

Выступая на симпозиуме, заместитель руководителя УФНС России по Иркутской области Ирина Лизанец обратила внимание на проблемы местного налогообложения и муниципальных финансов на примере нашего региона.

Как отметила Ирина Лизанец, в 2014 г. налоговые доходы муниципальных образований составили 19 млрд рублей, что на 2,5 млрд рублей или 11,4% ниже уровня предыдущего года. Однако данное снижение обусловлено не экономическими причинами, а изменением нормативов распределения доходов, мобилизованных на территории каждого муниципалитета, между областным и муниципальным бюджетами. Снижение на 5% норматива отчисления в местный бюджет налога на доходы физических лиц привели к потерям муниципалитетами 1,8 млрд рублей. Еще 1,5 млрд рублей составили потери по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, который с 1 января 2014 г. полностью зачисляется в областной бюджет. За пять месяцев текущего года в бюджеты муниципальных образований поступило 7,2 млрд рублей, что на 3% или 254 млн рублей меньше, чем за аналогичный период 2014 г.

Вместе с тем, проведенная переоценка кадастровой стоимости земли в ряде муниципалитетов может привести к сокращению налоговых доходов. Снижение поступлений авансовых платежей земельного налога в 2015 г. и налога за 2014 г. в настоящий момент обусловлено возникшей переплатой по расчету земельного налога за 2014 г. в связи с тем, что авансовые платежи были уплачены по завышенной кадастровой стоимости, а налог за год рассчитан исходя из уточненной, зачастую уменьшенной стоимости. Так, переплата по расчету за 2014 г. составит около 800 млн рублей. По итогам пяти месяцев поступления снизились практически на треть – на 481 млн рублей.

Так как в прошлом году земельным налогом обеспечено 17,3% налоговых доходов муниципальных образований (больше только доля НДФД - 68%), решать проблему, на взгляд налоговиков, нужно, регулируя процесс осуществления кадастровой оценки.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате физическими лицами в бюджет за 2014 г., по сравнению с прошлым годом возросла на 123 млн рублей или на 38% и составила 449 млн рублей по причине увеличения налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов). Плательщики земельного налога, получив сейчас налоговые уведомления на уплату земельного налога с завышенной, по их мнению, налоговой базой, также могут обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд.

Также Ирина Лизанец рассказала об адресной работе, проводимой с налоговыми агентами по вопросам налогообложения выплачиваемой работникам заработной платы, полноты и своевременности перечисления НДФЛ в бюджет. Такая работа не регламентирована Налоговым кодексом, но в ее результатом за последние два года стало дополнительное поступление в бюджет в 174 млн рублей; практически в два раза сократилось количество должников, а сумма задолженности снизилась с 2,4 млрд рублей до 550 млн рублей.

Приносит плоды и деятельность межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, созданная при Министерстве труда и занятости Иркутской области. В процесс урегулирования вопросов, связанных с установлением размеров заработной платы, налоговики вовлекают профсоюзные и общественные организации.

Одним из эффективных направлений работы по увеличению доходной части местных бюджетов, является осуществление муниципалитетами мероприятий, направленных на побуждение налогоплательщиков к оформлению земель, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, в собственность или заключению договоров аренды, в том числе путем направления в суд исковых заявлений о присуждении необоснованной выгоды от пользования земельными участками.

Весомую роль в пополнении доходной части местных бюджетов играет и проведение совместной информационной работы. Крайне важно на постоянной основе формировать имидж лояльного налогоплательщика и общественное мнение о том, что уплата налогов это не только обязанность гражданина, но и насущная потребность для обеспечения жизнедеятельности конкретного муниципалитета.