ENG

Первые результаты работы новой модели контроля крупнейших налогоплательщиков обсудили в Казани

Дата публикации: 07.06.2019 16:00

«Применение отраслевых налоговых стандартов в работе межрегиональных и межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам снижает административную нагрузку на бизнес и одновременно повышает его прозрачность», - заявил заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов на совещании-семинаре в Казани, которое посвящено первым итогам налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в условиях отраслевой вертикально интегрированной структуры.

С прошлого года ФНС России изменила подход к администрированию крупнейших налогоплательщиков. Компании администрируются в восьми специализированных межрегиональных инспекциях и сгруппированы по сфере деятельности (иностранные транснациональные компании; нефть и газ; агропромышленный комплекс и розничные сети; производство и строительство; добыча и переработка сырья; энергетика и коммуникации; цифровая экономика; организации финансового рынка и др.).

Эти инспекции стали экстерриториальными центрами компетенции для выработки позиций и правоприменения. Специализация минимизирует риски возникновения спорных ситуаций, связанных со спецификой проверяемой отрасли, и обеспечивает предсказуемость и последовательность фискальных отношений, подчеркнул Сергей Аракелов.

В результате реформы оптимизированы 41 межрайонная инспекция, в которых администрировались крупнейшие региональные плательщики без учета отраслевой специфики. С 1 февраля 2019 года создано 12 межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, в которых налогоплательщики поставлены на учет по соответствующим отраслям по экстерриториальному признаку.

На сегодняшний день в новой системе администрируются 2 875 крупнейших компаний, которые по итогам первого квартала 2019 года обеспечили 64% поступлений в федеральный бюджет.

Начальник Управления по крупнейшим налогоплательщикам ФНС России Елена Суворова добавила, что постановка на учет в межрегиональных и межрайонных инспекциях компаний одной отрасли и схожих по налоговому профилю дает возможность учесть все особенности налогообложения компаний отрасли и комплексно оценить налоговые риски. «Налоговый контроль выстраивается на основе диалога с акцентом на самостоятельное исправление налогоплательщиками своих нарушений. Административная нагрузка на бизнес при этом снижается. Уже есть первые результаты: за первый квартал 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в шесть раз выросли поступления в бюджет за счет добровольного уточнения налоговых обязательств крупнейшими налогоплательщиками федерального уровня; произошло заметное снижение количества назначаемых выездных проверок; продолжительность выездных проверок, которые начались в прошлом году и закрылись в первом квартале 2019 года, сократилась на треть», - отметила Елена Суворова.

Сергей Аракелов также добавил, что еще одним результатом реформы стало активное внедрение налогового мониторинга. В этом году в нем участвуют 44 компании-крупнейшие налогоплательщики, что на 70% больше чем в 2018 году. Сотрудникам инспекции предоставлен дистанционный доступ к налоговым и бухгалтерским данным компании, что исключает для нее проведение налоговых проверок. Кроме того, у организации есть возможность получить мотивированное мнение налогового органа о налогообложении совершенных либо планируемых сделок. Переход на выстраивание отношений между бизнесом и налоговым органом на основе налогового мониторинга позволяет снизить административные расходы для обеих сторон.

Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Роман Якушев, в свою очередь, сообщил, что на межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам возложены функции по рассмотрению жалоб на акты и действия (бездействие) подведомственных им межрайонных инспекций.

«Необходимо выработать единые правоприменительные подходы по результатам рассмотрения споров в досудебном порядке, обеспечить отраслевой «волновой эффект», а также не доводить до суда бесперспективные споры», - отметил он.

Начальник Правового управления Олег Овчар обратил внимание, что наличие экспертного заключения в налоговой проверке помогает разрешить основную часть специфических вопросов у проверяющих. В Налоговом кодексе сформулированы основные правила привлечения экспертов и специалистов, гарантирующие обоснованность, полноту и главное - объективность проводимого исследования, что позволяет повысить уровень и качество налогового администрирования.

В совещании-семинаре помимо представителей центрального аппарата Налоговой службы приняли участие начальники межрегиональных и межрайонных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.