ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области за 1 квартал 2024 года

Дата публикации: 19.04.2024 15:22

Работа с обращениями граждан и организаций, запросами пользователей информацией в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области (далее – Управление) проводится в соответствии с требованиями Федеральных законов от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об  обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также регламентов работы сотрудников налоговых органов ФНС России с информационными ресурсами «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц».

В целях обеспечения качественного и своевременного исполнения ответов на обращения (жалобы, заявления, предложения) граждан и организаций в Управлении организован контроль за соблюдением сроков исполнения поступивших обращений и мониторинг полноты всестороннего рассмотрения всех поставленных в обращении вопросов по существу.

Все поступившие в Управление обращения рассмотрены в установленные сроки, письменные разъяснения о применении действующего законодательства о налогах и сборах даны со ссылками на нормативные и регламентирующие документы.

Для улучшения качества работы с обращениями граждан и организаций, запросами пользователей информацией в Управлении принимаются организационные и административные меры, о чем руководителю Управления направляются контрольно-аналитические материалы.

В первом квартале 2024 года в Управление поступило на рассмотрение 11013 обращений граждан и организаций, в том числе 8525 Интернет-обращений, поступивших через электронные сервисы ФНС России «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», что составляет 77 % от общего числа обращений. При этом через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в программное обеспечение Система обработки обращений налогоплательщика (далее – ПО СООН) поступило 6366 заявлений в свободной форме, что составило 58 % от общего числа поступивших в Управление обращений. На бумажном носителе в Управление через почтового оператора или нарочным поступило 2488 обращений или 23 % от общего числа поступивших в Управлений обращений.

Кроме того, в Управление в отчетном периоде через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в ПО СООН поступило на рассмотрение 2980  формализованных обращений по различным жизненным ситуациям.

Существенный удельный вес обращений, поступивших в Управление в первом квартале 2024 года, составили обращения физических лиц – поступило 8804 обращения от граждан и индивидуальных предпринимателей, что составляет 80 % от общего числа поступивших обращений.

Управлением проведен анализ тематики обращений граждан и организаций в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений, который показал, что в течение отчетного периода 2024 года заявителями в значительной части затрагивались вопросы: возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов, а также учета налогоплательщиков, получения и отказа от ИНН.

Среди обращений, поступивших в первом квартале 2024 года, существенный удельный вес составили обращения по вопросам по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 2421 обращение или 22 % от общего числа поступивших в Управление обращений. Заявителей интересовали вопросы, связанные с порядком налогообложения доходов от продажи единственного жилья, и условия освобождения доходов семей с детьми от обложения НДФЛ. Кроме того, налогоплательщики просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и получением физкультурно-оздоровительных услуг с 01.01.2024 и порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Оставались актуальными в отчетном периоде обращения по вопросам возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – поступило 1684 обращения (15 % от общего числа обращений). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС):

- о списании (не списании) задолженности в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);

- об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика;

- об актуализации сальдо ЕНС в соответствии с положениями ст. 11.3 НК РФ в части исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности с истекшим сроком взыскания;

- о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности;

- об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать обращения по вопросам осуществления учета налогоплательщиков, получения и отказа ИНН – поступило 920 обращений (8 % от общего числа обращений). Заявители просили внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), а также продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.

Подробная статистика обращений, поступивших в Управление за отчетный период, в разрезе тематик приведена в приложении.

Согласно статистическим данным по заявлениям граждан и организаций, поступившим в адрес Управления в первом квартале 2024 года, структурными подразделениями Управления было перенаправлено для всестороннего рассмотрения по принадлежности в территориальные налоговые органы других субъектов Российской Федерации 106 обращений с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Также 2 обращения в установленный срок перенаправлены в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти области, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В отчетном периоде в приемную Управления обратились 15 заявителей, которым в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения по существу заданных вопросов.

Справка входящей корреспонденции по тематике обращений граждан c 01.01.2024 по 31.03.2024 в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений