ENG

Расчет и уплата налога на прибыль, подтверждение расходов

47 Ленинградская область

Дата публикации: 23.07.2013

Издание: Газета "Учет.Налоги.Право" № 26
Тема: Налог на прибыль юридических лиц
Источник:  http://www.gazeta-unp.ru/reader.htm?id=39236

На вопросы отвечает Александра Польщикова, заместитель начальника отдела налогообложения УФНС России по Ленинградской области

Ремонт безопаснее предусмотреть в договоре аренды 

-Недавно арендовали офис. Перед въездом делаем в нем косметический ремонт. Вправе ли мы учесть эти расходы при расчете налога на прибыль?

-Расходы на ремонт арендованного имущества можно учесть на основании пункта 2 статьи 260 НК РФ. Но расходы надо обосновывать. Чем вызвана необходимость ремонта только что арендованного помещения? Офис был изначально не готов к эксплуатации?

-Нет, помещение мы получили в рабочем состоянии. Но руководство решило придать ему более презентабельный вид. Расходы на ремонт арендодатель нам не возмещает и не против ремонта.

-Этого недостаточно. Арендодатель должен был передать офис в состоянии, которое отвечает условиям договора аренды и своему назначению. За недостатки, которые препятствуют использованию офиса, отвечает собственник. Таковы требования статьи 612 ГК РФ. Учесть расходы на ремонт можно, если в договоре аренды будет условие о том, что помещение требует текущего ремонта и расходы по нему полностью несет наниматель. Также не лишним будет прописать в договоре перечень требуемых ремонтных работ, например по замене напольного покрытия, покраске потолков и стен и т.п.

Комментарий «УНП».
Безопаснее, чтобы ремонт в помещении было одним из условий получения его в аренду. И компания-арендатор использовала результаты проведения ремонтных работ в деятельности. Даже если инспекторы откажут в учете расходов, их получиться защитить в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.10 № А56-36663/2008). 

Налоговые регистры можно составлять помесячно

-Регистры для расчета налога на прибыль мы формируем ежемесячно. При проверке аудиторы посчитали, что регистры должны быть квартальными, так как по прибыли мы отчитываемся раз в квартал. Но мы в кодексе ограничений не нашли. Вправе ли мы формировать регистры ежемесячно?

-Да, вправе. Компания сама определяет порядок организации и ведения налогового учета. В частности, вы вправе утвердить формы регистров и установить периодичность их формирования. Это можно делать помесячно, поквартально или в конце года. Главное, чтобы порядок, выбранный вами, позволял вам без ошибок рассчитать налог на прибыль и авансовые платежи.

-Значит, никаких штрафов на налоговой проверке не будет?

-Да, верно. Тот факт, что компания формирует налоговые регистры ежемесячно, требованиям кодекса не противоречит.

Нестыковки в отчетности проще исправить «уточненкой»

-Декларацию по налогу на прибыль за 2012 год по ошибке сдали без приложения 4 к листу 02 с расчетом суммы убытка, уменьшающего базу. В декларации за первый квартал 2013 года мы эти убытки отразили. Надо ли подать «уточненку»? 

-Да, декларацию за год стоит уточнить. Ведь приложение 4 к листу 02 входит в состав отчета за 1 квартал и за год (п. 1.1 Порядка заполнения декларации, утв. приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@-Примеч.ред.)

-Но ведь ошибка не привела к недоплате налога. Зачем тогда нужна «уточненка»?

-Из-за допущенной ошибки возникли несоответствия в сведениях, представленных компанией в инспекцию. В отчетности за первый квартал компания показала остатки неперенесенного убытка на начало года, а в годовой декларации остатков нет. Это дает инспекторам право запросить пояснения и потребовать внести исправления в отчетность. Основание – пункт 3 статьи 88 НК РФ. Поэтому проще не дожидаться требования инспекции, а исправить отчет.

-А вправе ли инспекторы посчитать, что раз декларации нет обязательного приложения, то она не сдана? И оштрафовать нас за ее непредставление?

-Нет, не вправе. Штраф по статье 119 НК РФ предусмотрен за непредставление всей декларации, а не ее отдельных частей. Подтверждает это и судебная практика, в частности постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2009 № А50-12752/2008.

Расходы на загранпаспорт списывают как командировочные

-Руководство часто ездят в служебные загранкомандировки. Планово за свой счет переоформляем эти сотрудникам загранпаспорта. Вправе ли мы учесть такие расходы при расчете налога на прибыль?

-Да, это командировочные расходы. Затраты на оформление паспорта можно учесть на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

-Паспорта мы оформляем заранее, чтобы все документы перед поездкой были готовы и не возникало накладок. Мы вправе уже сейчас учесть затраты, если командировки начнутся только с середины осени?

-Нет, до поездки нельзя учесть расходы по оформлению загранпаспорта. Командировочные расходы учитывают на дату, когда утвержден авансовый отчет. Таковы требования подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ. К отчету прикладывают также копию загранпаспорта, включая страницы с отметками о въезде и выезде. Вместе со служебным заданием и отчетом о выполненной работе, это обоснует, что расходы понесены не в личных интересах сотрудников, а связаны с трудовой деятельностью компании.