ENG

Разъяснения по вопросам государственной регистрации изменений, связанных со сменой адреса юридических лиц, судебной практике и способах защиты прав кредиторов при добровольной ликвидации юридических лиц

54 Новосибирская область

Дата публикации: 04.03.2015

Единый регистрационный центр проанализировал тематику жалоб, поступивших в 2014 году, и предлагает заявителям воспользоваться материалами видео-семинара «Разъяснения по вопросам государственной регистрации изменений, связанных со сменой адреса юридических лиц, судебной практике и способах защиты прав кредиторов при добровольной ликвидации юридических лиц».

Анализ жалоб, поступивших в Единый регистрационный центр Новосибирской области за 2014, в сравнении с 2013 годом показал значительный прирост таких жалоб, основанием для направления которых является принятие регистрирующим органом решений об отказе в государственной регистрации по причине недостоверности заявленных сведений об адресе юридических лиц, а также принятие решений о государственной регистрации ликвидации организаций, не исполнивших свои обязанности по уплате задолженности перед кредиторами. С целью минимизации случаев поступления таких обращений, связанных с перечисленными обстоятельствами, и недопущения нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц Единый регистрационный центр (Межрайонная ИФНС России по Новосибирской области, Инспекция) сообщает следующее.
Во-первых, по вопросу государственной регистрации ликвидации организаций, не исполнивших свои обязанности по уплате задолженности перед кредиторами следует обратить внимание, что основанием для отказа в государственной регистрации, учитывая сложившуюся на сегодняшний день устойчивую судебную практику, в частности, может являться факт представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами.
Инспекция, в свою очередь, принимает все возможные меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, в том числе с целью недопущения фиктивной ликвидации организаций, путем исполнения обязанности по информированию участников гражданского оборота о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, а также принятом решении путем размещения сведений в информационном ресурсе в сети Интернет на сайте ФНС России www.nalog.ru, в том числе, о представлении документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении о ликвидации, назначении ликвидатора, составлении промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также о результатах их рассмотрения.
Таким образом, у кредиторов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в связи с прекращением деятельности должников путем добровольной ликвидации, имеется реальная возможность проявить должную осмотрительность путем отслеживания информации относительно предстоящей ликвидации организаций,  размещенной на сайте ФНС России в разделе «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» либо в разделе Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских хозяйств)», доступ к которым осуществляется через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», и в период с момента представления должником в регистрирующий орган документов для государственной регистрации прекращения деятельности и до момента осуществления регистрационных действий, который составляет 5 рабочих дней, представить в Инспекцию документально подтвержденную информацию о наличии неисполненных обязательств на момент утверждения ликвидационного баланса и доказательств нарушения ликвидационной комиссией требований, предусмотренных пунктами 2 или 3 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об обязательном обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Также, в силу пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Таким образом, в случае ненадлежащего исполнения ликвидатором возложенных на него статьями 63, 64 Гражданского кодекса РФ обязанностей кредитор наряду с использованием других применимых способов защиты (в данном случае – взысканием задолженности) вправе требовать в судебном порядке включения этой задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.
При этом кредитор имеет право в рамках рассмотрения дела в порядке гл. 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявить обеспечительные меры, которые в свою очередь будут являться препятствием для ликвидации должника и основанием для отказа в государственной регистрации на основании п.п. м) п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.
Инспекция рекомендует проявлять должную осмотрительность и активную гражданскую позиции с целью недопущения нарушения прав и законных интересов путем проведения мероприятий, перечисленных выше, что будет способствовать более эффективной борьбе с фиктивной ликвидацией недобросовестных юридических лиц.
По вопросу государственной регистрации сведений об адресе юридических лиц следует обратить внимание, что пунктом 3 ст. 51 ГК РФ предусмотрена обязанность уполномоченного государственного органа до государственной регистрации юридического лица провести проверку достоверности данных, включаемых в государственный реестр в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом.
Положения п.п. «р» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ предусматривают основания для отказа в государственной регистрации при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013  № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» перечислены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о недостоверности заявленных для государственной регистрации сведений об адресе юридических лиц, в случае если заявителем не представлены иные документы, свидетельствующие о том, что связь по заявленному адресу в действительности будет осуществляться.
Таким образом, наличие связи с юридическим лицом является основополагающим фактором при установлении достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица.
В тоже время, в силу п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Однако, учитывая позицию Пленума Высшего Арбитражного суда, в целях исключения недоразумений рекомендуется представлять в регистрирующий орган документы, свидетельствующие о том, что связь по заявленному адресу в действительности будет осуществляться. Такими документами могут являться: гарантийное письмо собственника помещения, договор аренды.
Следует обратить внимание на то, что пункт 3 ст. 54 ГК РФ в редакции Федерального Закона № 99-ФЗ, предусматривает, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекущие для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю, доставляемых по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Более того, пунктом 3 статьи 61 ГК РФ, пунктом 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» государственному органу предоставлено право на предъявление в суде и арбитражном суде исков о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае отражения в Едином государственном реестре юридических лиц недостоверных сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь, юридическое лицо несет соответствующие негативные правовые последствия. Во избежание таких последствий Инспекция рекомендует при государственной регистрации соответствующих сведений исходить из принципа достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ.

КАЧЕСТВО РОЛИКА


0 б

30 Мб

30 Мб