ENG

Крупнейшим налогоплательщикам ответили на вопросы о досудебном урегулированим налоговых споров

Дата публикации: 15.06.2015 11:29 (архив)

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в рамках разъяснительной работы в части досудебного урегулирования налоговых споров доводит до сведения ответы на вопросы, часто задаваемые крупнейшими налогоплательщиками.

1. Какие обстоятельства могут быть рассмотрены налоговым органом как смягчающие ответственность за налоговое правонарушение?

Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, приведен в п.1 ст.112 НК РФ.

Однако данный перечень не является исчерпывающим. Поэтому если налогоплательщик считает, что имеются какие-нибудь иные (не перечисленные в п.1 ст. 112 НК РФ) обстоятельства, смягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, необходимо детально описывать данные обстоятельства. Также обращаем внимание на необходимость представления доказательств наличия обстоятельств, на которые ссылается налогоплательщик.

2. Может ли налогоплательщик, не согласный с выводами, указанными в акте выездной налоговой проверки, вместе с возражениями или при рассмотрении материалов проверки представить дополнительные документы, подтверждающие его позицию?

Статья 101 НК РФ не содержит запрета на представление дополнительных документов, обосновывающих позицию налогоплательщика.

Однако в интересах налогоплательщика представлять все документы, которые могут свидетельствовать в его пользу, в ходе проводимых камеральных и выездных налоговых проверок.

Если дополнительные документы представляются на стадии возражений, а тем более, при рассмотрении материалов проверки, то налоговый орган обязан дать им объективную оценку. В связи с чем налоговым органом, скорее всего, будет вынесено решение о назначении мероприятий дополнительного налогового контроля, в ходе которых будут проведены экспертизы, допросы свидетелей.

3. Организация направила апелляционную жалобу на решение, принятое по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Может ли представитель организации присутствовать при рассмотрении жалобы?

Порядок рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, регулируется статьей 140 НК РФ.

Пунктом 2 указанной статьи закреплено, что  вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

4. Почему налоговый орган, в некоторых случаях, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС выносит два решения – об отказе в возмещении НДС и  решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения?

В силу пункта 3 статьи 176 НК РФ вывод налогового органа о возмещении полностью или частично либо об отказе в возмещении суммы НДС излагается в отдельном решении, принимаемом в дополнение к решению о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Так как эти решения неразрывно связаны между собой, при дальнейшем обжаловании должны исследоваться совместно. Данное положение получило правовую оценку в п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013.

5. Существуют ли требования к оформлению и содержанию жалобы (апелляционной жалобы) на решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения)?
   
Статьей 139.2. Налогового кодекса РФ закреплены форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы).

Так, в жалобе указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу.

Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.