ENG

В Ростовской области продолжается борьба с «конвертными» схемами выплаты зарплаты

Дата публикации: 17.06.2015 09:28 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Налоговые органы решают важнейшую задачу обеспечения государства финансовыми ресурсами. В нашей области более 77 тыс. налоговых агентов перечисляют налог на доходы физических лиц в бюджет.

В настоящее время повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, легализации теневой занятости и скрытых форм оплаты труда является одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений.

На сегодняшний день проблемным вопросом в администрировании НДФЛ является тот факт, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд граждан, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских (отчетных) документах. В результате бюджет (региональный и местные) и внебюджетные фонды недополучают в виде налогов и сборов существенные суммы.

В целом рост поступлений НДФЛ сопряжен с ростом среднемесячной заработной платы, а также за счет проводимой работы по легализации заработной платы, осуществлению контроля за полнотой перечисления налога, проводимой налоговыми органами политикой в отношении определенных налогоплательщиков, не соблюдающих законодательство в части перечисления НДФЛ в бюджет.

Налоговые органы уже несколько лет проводят компанию по легализации теневой заработной платы и в этой работе очень рассчитывают на понимание и поддержку наемных работников. Государство (регион) очень много теряет из-за серых зарплат, но еще больше проблем появляется у самих наемных работников.

В связи с этим налоговые органы на постоянной основе проводят мониторинг уровня заработной платы, выявляют налогоплательщиков для проведения работы, которую осуществляют созданные комиссии по легализации заработной платы и объектов налогообложения. Сегодня межведомственные комиссии действуют в каждой  инспекции области, в Управлении, при администрациях городов, районов, муниципальных образований с участием сотрудников налоговых органов.

Целью работы комиссий является увеличение поступлений НДФЛ в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному увеличению налоговых обязательств и исключению нарушений налогового законодательства в будущем, выявление, профилактика и пресечение случаев выплаты зарплаты ниже минимального размера оплаты труда, выплаты в конвертах, работы без заключения трудового договора, а также координация деятельности региональных (местных) и федеральных структур по легализации заработной платой.

На особом контроле – зоны налоговых рисков, связанных с уклонением работодателей от полной и своевременной уплаты налога на доходы физических лиц, находятся организации и индивидуальные предприниматели, которые удерживают НДФЛ, но своевременно не перечисляют его в бюджет, выплачивают заработную плату в размере ниже прожиточного минимума или в размерах ниже, чем по соответствующему виду экономической деятельности, снизившие поступление НДФЛ относительно предыдущего периода более, чем на 10%.

В 2014 году и в 1 квартале 2015 года в зоне риска оказались более 3,5 тысяч работодателей, которым направлены уведомления о вызове для рассмотрения на заседании комиссии по легализации налоговой базы. В течение этого периода проведено  365 заседаний комиссии в налоговых органах, 329 – межведомственных комиссий, на которых заслушано 3,3 тыс. работодателей, из которых каждый третий (более 500 работодателей) повысил заработную плату, каждый второй (более 500 налоговых агентов) – перечислил в бюджет ранее не перечисленный налог на доходы физических лиц (115,0 млн. рублей).

С целью недопущения ущемления социальных интересов граждан в части отражения работодателями реальной зарплаты, данные по работодателям, не явившихся на комиссию сообщаются в надзорные органы.

Следует отметить, что проводимые комиссии по  легализации налоговой базы по НДФЛ нацелены на создание конструктивного диалога налогоплательщика и налоговых органов, на рост поступлений налогов за счет повышения ответственности и налоговой дисциплины работодателя.

Действующие в налоговых органах комиссии позволяют работодателю самостоятельно, без выездных налоговых проверок, судебных споров и принудительных взысканий исправить выявленные факты занижения налоговой базы,  неуплаты НДФЛ в бюджет. В то же время налогоплательщик имеет возможность изложить свою позицию по сложившейся ситуации на самой комиссии.

Скоординированы (с учетом соответствующего соглашения сторон) совместные действия Управления с представителями Государственной инспекцией труда в Ростовской области. Управлением ежеквартально направляется информация о работодателях, выплачиваемых заработную плату ниже минимального размера оплаты труда.

Также, налоговыми органами Ростовской области через СМИ активно ведется информационно-разъяснительная работа о правовых последствиях «теневых» схем оплаты труда.

Вся совокупность принимаемых налоговыми органами области мер неукоснительно направлена на обеспечение поступления НДФЛ в полном объеме.

Несмотря на предпринимаемые государством меры по выводу заработной платы из тени, выплата заработной платы в конвертах на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, которая приводит к социальной незащищенности граждан и распространена в основном на предприятиях малого и среднего бизнеса и у индивидуальных предпринимателей (налоговых агентов), большинство из которых занято в сфере торговли и бытовых услуг (также в строительстве).

В связи с этим обращаем внимание работодателей, выплачивающих теневую заработную плату, что выплата зарплаты в размере ниже, чем установленный минимальный размер, является нарушением трудового законодательства.

Обращаем внимание работников, что работодатель нарушая налоговое законодательство, умышленно занижая налоговую базу на доходы физических лиц лишает своих работников перспектив быть обеспеченными в старости; работники не получают возможности улучшить свои жилищные условия путем ипотечного кредитования. Работники, получающие «серую» заработную плату не смогут получить  имущественные налоговые вычеты на покупку жилья или социальные налоговые вычеты за обучение и лечение, воспользоваться жилищными субсидиями.

Следует подчеркнуть, что в «белой» зарплате заинтересованы, в первую очередь, сами граждане, так как с 2015 года начинает действовать новая пенсионная реформа, и если на гражданина не предоставят сведения в Пенсионный фонд, то их пенсии будут минимальными.

В заключении хочется сказать, что какие бы меры не принимали налоговые и другие контролирующие органы по вопросу легализации заработной платы, проблема ее выплаты неофициальным путем может быть решена только при активном участии граждан в деле защиты своих социальных прав.