ENG

Налоговый кодекс вынуждает бизнес раскрыть всю подноготную контрагентов

66 Свердловская область

Дата публикации: 22.01.2015

Издание: Российская газета -Урал
Тема: Изменения в налоговом законодательстве с 2015 года
Источник:  http://www.rg.ru/rf/

С Нового года вступило в силу несколько существенных для бизнеса изменений, нацеленных на повышение прозрачности сделок и борьбу с «обналичкой».

В частности, изменилась форма электронной декларации по НДС. Если в 2014 году сумма налога, предъявляемого к возврату, указывалась одной цифрой, то с 2015-го ее придется раскладывать на список контрагентов с указанием их ИНН и сумм покупок и продаж. Автоматическая сверка с  декларациями поставщиков и покупателей сразу покажет расхождения. С одной стороны, это повышает качество контроля за доходами компаний, с другой стороны, упрощает выявление проблемных контрагентов. Если раньше для этого приходилось запрашивать выписки по расчетным счетам проверяемого, затем по партнерам и покупателям, через которых проходят значительные суммы, то отныне сверки будут осуществляться онлайн. Более того, налоговые органы получили право выезжать на территорию предприятия, если в предъявленной им декларации наблюдаются серьезные несовпадения с книгами продаж и покупок контрагентов.

В зону ответственности попадают все компании, в том числе ИП и лица, не являющимися плательщиками НДС, когда выставляют счета-фактуры с выделенной суммой налога. Первый электронный отчет по НДС бизнес обязан предоставить уже  за первый квартал.

- Согласно новым правилам, субъект предпринимательства может больше не вести журнал выставленных и полученных счетов-фактур, за исключением посредников. Вся информация отражается в электронных декларациях по НДС и аккумулируется на федеральном уровне, это позволяет видеть цепочку сделок от производителя до конечного потребителя, - комментирует Марина Рябова, заместитель начальника УФНС по Свердловской области. - Что касается посредников, которые не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора  комиссии или агентского договора, то они с 2015 года обязаны предоставлять журналы в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Аналогичным образом будет выстроена и «обратная связь» с юрлицами и ИП, подающими декларации: уведомления, квитанции из налоговой они будут получать в электронной форме, причем обязаны в течение 6 рабочих дней подтвердить факт получения корреспонденции. В противном случае через 10 дней их расчетные счета будут заблокированы.

Надо признать, бизнес воспринял новшества критично.

- Сами по себе проверки не страшны - налоговая служба шла к этому давно. Вопрос в том, как это все будет осуществляться на практике. Допустим, я в декларации указываю вычет, а мой контрагент - нет. В итоге проверяют обе компании, а на это требуется время и люди. Из-за недобросовестных предпринимателей могут пострадать добросовестные, прежде всего малые и средние фирмы, у которых нет возможности держать в штате специалистов по электронной отчетности, а средств на оплату услуг внешних консультантов недостаточно, - озвучил опасения директор консалтинговой группы «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.

Ирину Екимовских, сопредседателя свердловского регионального отделения «Деловой России», настораживает право налогового органа фактически блокировать работу предприятий, если они вовремя не отреагировали на письмо из инспекции. Кроме того, бизнес-сообщество опасается технических сбоев при сдаче электронных деклараций, ведь объем информации увеличится в разы, у некоторых компаний книги покупок и продаж – это 100-страничные «гроссбухи». Стоит системе зависнуть – и отчет считается несданным. Значит, бизнес не только не получит в запланированный срок вычет по НДС, но и испортит свою кредитную репутацию.

Второй фактор риска связан с человеческими ресурсами. По словам членов «Деловой России», сомнительно, что в условиях сокращения федеральных служащих у налоговой службы хватит сил организовать камеральные проверки по всем выявленным расхождениям, составить акты, рассмотреть письменные возражения налогоплательщиков и вынести решения, минимизирующие количество апелляционных жалоб и обращений в суд.

Представители ФНС успокаивают: для добросовестных предпринимателей ничего принципиально не меняется, сверка деклараций проводилась и раньше, вручную, естественно, процент выявления несовпадений был значительно меньше. Сами по себе нестыковки в декларациях контрагентов не являются поводом для отказа по вычету НДС, это всего лишь повод для более тщательной проверки. Прежде всего в зону внимания попадут факты занижения налога для уплаты в бюджет, или, наоборот, завышения суммы, подлежащей возмещению.

- В первую очередь новшество  коснется посредников, которых обязали вести отчетность по всем операциям. По остальным же налогоплательщикам количество проверок просто перейдет в реальный режим, а вот число споров в суде должно сократиться, - прогнозирует замначальника отдела налогообложения юрлиц УФНС по Свердловской области Евгений Елькин.