ENG

Михаил Мишустин рассказал о принципах построения конструктивного диалога между налоговыми органами и бизнесом на налоговом форуме в ТПП РФ

Дата публикации: 28.11.2014 15:33 (архив)

28 ноября в Торгово-промышленной палате в рамках X Всероссийского налогового форума «Налоговая система России: взгляд бизнеса и власти» руководитель ФНС России Михаил Мишустин подвел предварительные итоги деятельности ФНС России за 2014 год.

В своем докладе он отметил, что ФНС России с успехом справляется со своей основной задачей – пополнение бюджета Российской Федерации, причем, несмотря на сложные экономические условия, Службе удается увеличивать объем поступлений.

Высокие темпы налоговых поступлений – кумулятивный эффект, который достигнут во многом благодаря формированию конструктивной доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом, подчеркнул Михаил Мишустин. «Для добросовестных налогоплательщиков мы делаем акцент не на фискальные методы сбора налогов, а на прозрачные и понятные процедуры администрирования, создание комфортных условий для исполнения обязанностей по уплате налогов», - заявил руководитель ФНС России.

Так, Служба кардинально изменила подходы к организации контрольной работы, которая теперь основывается исключительно на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. При этом вся работа максимально автоматизирована.

Новая стратегия контрольной работы уже доказала свою эффективность. Количество выездных налоговых проверок снижено с 76 тысяч в 2010 году до 41 тысяч в 2013 году, или более чем в 1,8 раза, а за 9 месяцев 2014 года количество проверок сократилось еще на 4 тысячи относительно 9 месяцев 2013 года, или на 13%. При этом значительно выросло их качество.

«Если раньше Служба проверяла каждого десятого налогоплательщика, то теперь 9 налогоплательщиков из 1000, а среди индивидуальных предпринимателей этот показатель ниже еще в шесть раз. Служба будет и дальше поддерживает невысокий процент охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками. Считаю это важным достижением, которое выгодно и налоговым органам и налогоплательщикам - мы не отвлекаем наши собственные ресурсы на проведение трудоемких контрольных мероприятий и не мешаем работать бизнесу, снижая для него административную нагрузку», - подчеркнул Михаил Мишустин.

Об улучшении качества проводимых проверок говорит и статистика снижения количества налоговых споров. Так, за 4 года количество судебных споров снизилось в 1,5 раза, при этом почти 80% сумм требований рассмотрено судами в пользу бюджета (в 2010 году – 44%).

В своем докладе Михаил Мишустин также обратил внимание на то, что участники заседания последнего Форума ОЭСР по налоговому администрированию Дублине признали, что Россия по параметрам развития налоговой системы, методам и технологиям налогового администрирования находится на уровне лучших мировых практик, а по некоторым позициям опережает их.

Так, в России работают правила налогового контроля за трансфертными ценами, которые основываются на руководстве ОЭСР. В 2014 году заключено 16 соглашений о ценообразовании с крупнейшими российскими компаниями в сфере нефтедобычи, переработки, транспорта.

В рамках деофшоризации экономики принят закон, направленный на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний («КИК») и доходов иностранной организации, который вступит в силу с 1 января 2015 года. Аналогичные нормы введены в ряде зарубежных стран (США, Нидерланды), обратил внимание Михаил Мишустин. Теперь прибыль иностранных компаний, которые подконтрольны российским физическим или юридическим лицам, будет включаться в налоговую базу этих российских лиц и облагаться налогом в России.

4 ноября Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой уже присоединились многие низконалоговые юрисдикции (с которыми у России нет двустороннего Соглашения).

Еще одно новшество в рамках работы по улучшению налогового администрирования, это введение с 1 января 2015 года электронных деклараций по НДС, включая сведения из книг покупок и продаж, будут представлять в электронном виде. Это существенно сэкономит время и значительно упростит взаимодействие с налоговыми органами для добросовестных налогоплательщиков и позволит эффективно бороться с мошенническими схемами ухода от уплаты налога.

Также с 2015 года вступает в силу закон о введении института налогового мониторинга.

Кроме того, в Государственную думу уже внесен на рассмотрение Закон «О налоговом консультировании».

«Налоговое законодательство меняется, и налогоплательщики особенно физические лица, индивидуальные предприниматели, малый бизнес, не всегда могут самостоятельно разобраться в хитросплетениях законодательных норм. Помочь с этим может введение в России института налоговых консультантов», - заявил Михаил Мишустин.

Он также подчеркнул, что реализуя новые подходы к развитию налогового администрирования, ФНС России учитывает интересы всех групп налогоплательщиков: «Сегодняшний тренд – создание комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота».

Для этого разработаны и утверждены Правительством Дорожные карты «Совершенствование налогового администрирования» и «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Реализация последней позволила России подняться на 62 место в рейтинге Всемирного банка Doing Business-2015. Основой для этого стало достижение Российской Федерацией 34 позиции в списке лучших практик по индикатору «Открытие бизнеса» («Регистрация предприятий»). Это продвижение сразу на 24 позиции вверх по сравнению с предыдущим рейтингом.

Высокую оценку в мире Россия получила за развитие электронных сервисов для налогоплательщиков, которые позволяют общаться с налоговыми органами, не выходя из дома. На сайте Налоговой службы уже действуют 38 сервисов.

«В настоящее время ФНС России активно работает над созданием Личного кабинета налогоплательщика для индивидуальных предпринимателей. В какой-то степени он будет похож на Личный кабинет юридического лица, однако, разрабатывая интерфейс и функционал сервиса, мы учитываем, что в среднем индивидуальный предприниматель является менее подготовленным, как правило, применяет упрощенные системы налогообложения, поэтому концепция стартовой страницы несколько отличается, - заявил Михаил Мишустин.

В завершение своего выступления Михаил Мишустин отметил, что Служба и дальше продолжит политику по выстраиванию конструктивного и профессионального диалога с бизнес-сообществом, основанного на доверии к добросовестным налогоплательщикам. Он подчеркнул, что за последние годы в России создана система налогового администрирования, отвечающая лучшим мировым стандартам. И со своей стороны, Федеральная налоговая служба всегда открыта и готова сделать шаг навстречу каждому налогоплательщику, который стремится добросовестно и в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства.