ENG

«Бизнес стало создавать быстрее и дешевле»

Дата публикации: 10.11.2014

Издание: «Газета Известия»
Тема: Интервью
Источник:  http://izvestia.ru/news/579100

Заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов — о том, что позволило России подняться в рейтинге Doing Buisness, а также о планах ведомства по облегчению регистрации компаний.

29 октября Всемирный банк опубликовал очередной рейтинг Doing Business за 2014 год, в котором Россия заняла 62-е место из 189 возможных. Это обеспечило ей выход в первую треть списка стран, считающихся наиболее благоприятными с точки зрения ведения бизнеса. В разговоре с корреспондентом «Известий» Аленой Сивковой заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Сергей Аракелов пояснил, за счет чего России удалось подняться в рейтинге и какова была роль в этом Налоговой службы.

— Еще в 2011 году Россия занимала в рейтинге 120-е место, за 3 года улучшили позиции почти вдвое. За счет чего это удалось сделать и какова в этом роль ФНС?

— Стоит отметить, что на Налоговую службу возложены не только собственно фискальные полномочия, но и функции органа, регистрирующего юрлица и предпринимателей. В рейтинге Всемирного банка каждая страна оценивается по десяти направлениям, одно из них — «регистрация предприятий», или, по-другому, «открытие бизнеса». Согласно последним отчетам экспертов Всемирного банка, именно это направление позволило нам добиться улучшения позиций в рейтинге.

— А в чем выразилось продвижение именно по направлению регистрации предприятий?

— По регистрации мы заняли 34-е место. То есть поднялись на 24 позиции. Это самый большой рост по индикаторам рейтинга в России. Здесь еще интересно то, что в этом году введён показатель «Расстояние до лидера». Из 100% мы по регистрации набираем более 92 пунктов, то есть вплотную приблизились к лидерам (Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия). Для России это наилучший результат из всех направлений, по которым оцениваются участники рейтинга.

— Всё же за счет чего произошло повышение показателей?

— Был учтен ряд нововведений. В первую очередь речь идет о двух важных законах, которые были приняты. Первый — для всех налогоплательщиков была снята необходимость уведомления налоговых органов и внебюджетных фондов об открытии банковского счета. Второй исключил обязанность по уплате уставного капитала до регистрации. Таким образом, бизнес стало создавать быстрее и дешевле.

— При составлении рейтинга эксперты Всемирного банка как-то связывались с российской стороной?

— Они приезжали к нам с миссией, перед тем как выставлять рейтинг, в этот раз они задействовали кроме Москвы еще Санкт-Петербург. Эксперты отмечали, что у нас хорошо развита электронная регистрация. У нас более 70 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц зарегистрированы в электронном виде. В целом регистрация уже проведена более чем по 180 тыс. электронных заявлений.

Положительную оценку получило и создание нами единых регистрационных центров. Сейчас они есть уже в 30 крупнейших субъектах, скоро появятся в каждом регионе. Регистрация в таких центрах — основная функция. Заявители здесь обслуживаются самыми компетентными сотрудниками в кратчайшие сроки высокотехнологичными способами. Это еще и один из шагов на пути внедрения принципов экстерриториальности предоставления налоговыми органами услуг. То есть скоро основные наши услуги можно будет получить в любом офисе независимо от места официальной регистрации.

Отмечена и наша информационная открытость — мы обеспечиваем всех желающих актуальной информацией о процедуре госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На официальном сайте размещаются пошаговые алгоритмы регистрации юрлиц и ИП, перечни необходимых документов, контакты.

— Предложенные вами меры по облегчению регистрации — единственные, которые были приняты?

— Приняты и другие законы для оптимизации регистрации. Так, законодательно реализовано ускорение процедур взаимодействия с внебюджетными фондами, благодаря чему заявитель встает на учет через одно окно сразу везде и максимально оперативно. Принят закон о досудебном урегулировании в рамках государственной регистрации. Раньше только в налоговой сфере был закон о досудебном урегулировании именно налоговых споров. Это система внутренних пересмотров. Если кто-то не согласен с решением территориального органа, то до того, как пойти в суд, он может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Практика показала массу преимуществ таких процедур. Поэтому такой же механизм распространен на регистрацию предприятий. Теперь, например, если вам отказали в совершении регистрационных действий и инспекция ошиблась, то ее поправят и в кратчайшие сроки будет проведена регистрация.

— Чем удобен досудебный механизм?

— Досудебный механизм — эффективный инструмент для урегулирования споров без длительных судебных тяжб. Судебные процессы должны быть экстраординарным событием. В суд надо идти только тогда, когда требуются специальные процедуры, доступные только в судах. Стремление к урегулированию споров в досудебном порядке — общемировой тренд. Передовой опыт, в том числе стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), свидетельствует о необходимости и возможности гармоничного интегрирования внесудебных процедур разрешения споров в деятельность государственных органов. Рассмотрение здесь ускорено до 15 дней. Это удобно, потому что вы не тратитесь на адвокатов, никакой пошлины платить не надо, как в суде. При этом для госрегистрации юрлиц и предпринимателей учтены все особенности, обусловленные гражданско-правовым характером отношений в этой сфере. Всё это должно сделать взаимоотношения клиентов с нами более удобными и снизить количество конфликтов.

Мы в целом настроены на партнерские взаимоотношения с бизнесом, хотим быть открытыми и понятными. Хочу обратить ваше внимание на сервисы на сайте ФНС России — «Часто задаваемые вопросы» и «Решения по жалобам». С помощью первого сервиса вы узнаете о выработанных правовых позициях ФНС России по большому числу вопросов. Только по государственной регистрации там сейчас уже почти 400 актуальных правовых позиций службы. Второй сервис — это доступ к решениям по жалобам в вышестоящие налоговые органы. Здесь Вы можете увидеть позицию службы в том числе и по вопросам регистрации уже в том виде, как она применяется по конкретному спору. Этих позиций придерживаются все наши территориальные органы.

И результаты такой открытости, унификации практики, развития досудебных процедур мы видим уже сейчас: в текущем году на 20% уменьшилось количество решений об отказе в госрегистрации, обжалованных в суде. Число таких решений, отмененных судами, уменьшилось более чем на треть.

— Какую еще информацию можно от вас получить онлайн, не выходя из дома или офиса?

— Почти любую. Если вы зайдете на сайт ФНС России, то увидите большое количество сервисов. Так, например, помимо тех сервисов, о которых я говорил, есть сервисы, с помощью которых можно получить бесплатно почти полный доступ к реестрам юридических лиц и предпринимателей. Кроме того, в целях должной осмотрительности можно получить доступ к реестру дисквалифицированных лиц — как по конкретному лицу, так и в виде списка всех дисквалифицированных. Есть сведения об адресах массовой регистрации; о юридических лицах, адреса которых фиктивны; о тех, кто отказался от статуса руководителя или учредителя организации в суде; о тех, кто не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность. Таким образом, мы даем инструменты добросовестным лицам и вытягиваем на свет тех, кто предпочитает оставаться в тени. Для недобросовестных лиц открытость хуже всего.

— Какие есть еще инструменты для борьбы с недобросовестностью в сфере госрегистрации?

— Мы упрощаем регистрацию только для добросовестного бизнеса. Ни одна из проведенных законодательных поправок не облегчит жизнь организаторам фиктивных юридических лиц. При этом мы поддерживаем все проводимые сейчас инициативы, которые действительно позволят минимизировать возможности для злоупотреблений в сфере госрегистрации. Нужно повышать ответственность за фальсификацию реестра, вводить ограничения для лиц, причастных к незаконной деятельности, вносить в реестр записи о том, что заявителем представлена недостоверная информация. Такие меры помогут и легальному бизнесу, который будет более уверен в реальном существовании своих контрагентов и том, что они не исчезнут, как только нужно будет исполнять обязательства. Максимальная публичность реестров, информации о нарушениях со стороны недобросовестных лиц и выстраивание барьеров для противоправных действий — это залог движения к здоровым гражданским отношениям. Вместе с депутатами мы работаем над законопроектом о достоверности единого государственного реестра юридических лиц, где предлагается реализовать все эти идеи.

— В части регистрации мы достигли достойного уровня, но можно ли его еще повысить?

— Показатель близости к лучшим мировым практикам действительно максимально высок. Мы почти у самой верхней планки в регистрации бизнеса. Есть уверенность, что скоро войдем в двадцатку, в свое время президент Владимир Путин давал именно такое поручение. В рамках поручения президента правительство разработало «дорожную карту» по оптимизации процедур регистрации. Мы поэтапно идем по ней. Сейчас уже принят закон об отмене нотариального свидетельствования подписи заявителя при создании бизнеса, практика его применения будет учтена в рейтинге следующих периодов. Если для Вас неудобно или дорого идти к нотариусу, теперь можно принести документы сразу в инспекцию.

В ближайшее время мы также планируем, что будет принят законопроект, который сейчас находится в Государственной думе, — об отмене обязательности печати на документах. Еще один законопроект — это уменьшение срока регистрации с 5 дней до 3 дней при создании юрлица, а также во всех случаях регистрации предпринимателей. Всё это должно дать серьезный прорыв на следующий год. Но особо нужно отметить, что исполнение карты дает не только рост рейтинга, но и приносит реальный эффект, поскольку для добросовестного бизнеса на сегодняшний момент создан максимально благоприятный, быстрый и удобный режим регистрации.