ENG

Досудебное урегулирование экономит средства и время налогоплательщиков

Дата публикации: 07.07.2017 07:31 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

За 1 полугодие 2017 года в Управление ФНС России по Ульяновской области поступила 231 жалоба от налогоплательщиков для урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на стадии рассмотрения жалоб. Это на 15 единиц больше, чем за аналогичный период 2016 года. Процесс досудебного урегулирования зачастую приводит к тому, что претензии налогоплательщиков снимаются, и спор не доходит до суда.

В соответствии с Законом от 02.07.2013 №153-ФЗ, прежде чем обратиться в суд налогоплательщики обязаны постараться урегулировать разногласия с налоговыми инспекторами, не выходя за пределы самой налоговой системы, необходимо подать жалобу в налоговое Управление. Использование досудебного порядка разрешения налоговых споров позволяет налогоплательщику сэкономить денежные средства (не нужно уплачивать госпошлину и судебные издержки) и время (поскольку жалоба рассматривается в сжатые сроки - в течение одного-двух месяцев).

Условием для обжалования является не несогласие налогоплательщика с принятым актом или совершенным деянием, а факт нарушения этим актом или деянием прав налогоплательщика. Таковым признается не только нарушение прав, предоставленных налогоплательщику Налоговым кодексом РФ, но и нарушение прав, гарантированных ему как физическому или юридическому лицу иными действующими законами и применимыми нормами международного права. Налоговый кодекс РФ предоставляет право налогоплательщику самостоятельно определить какой конкретно акт налогового органа, деяние его должностного лица нарушает его права и подлежит обжалованию.

Налоговое законодательство предусматривает два вида жалоб:

1) апелляционная жалоба - таковой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 138 Налогового кодекса РФ). Данная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения;

2) жалоба - таковой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, если по мнению этого лица обжалуемые акты, а также действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Данная жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Следует помнить, что жалоба подается в письменной форме через свою налоговую инспекцию, которая в течение трех дней должна направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган. Подать жалобу можно в течение месяца, еще один месяц (это максимальный срок) отводится на ее рассмотрение налоговым органом (ст. 140 Налогового кодекса РФ). Еще на месяц сроки рассмотрения могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции. Затем в течение трех дней с даты принятия решение по жалобе должно быть доведено до налогоплательщика. Важная деталь: лицо, подавшее жалобу, не участвует в ее рассмотрении. Оно может только представить документы, подтверждающие его доводы, а также дополнительные материалы, при этом последние будут рассмотрены только в случае, если налогоплательщик объяснит почему он их не представил ранее.

В суд можно обратиться не ранее даты окончания срока рассмотрения жалобы или даты принятого вышестоящим налоговым органом решения по ней.