ENG

Итоги работы налоговых органов Северо-Западного федерального округа за первый квартал 2015 года подводят в Вологде

Дата публикации: 24.04.2015 10:32 (архив)

С 23 по 24 апреля в Вологде под председательством заместителя руководителя ФНС России С.А. Аракелова проходит региональное совещание-семинар руководителей управлений ФНС России, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и начальников Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, 5 по результатам работы за первый квартал 2015 года.

Открывая совещание-семинар, заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов дал положительную оценку достигнутым результатам работы налоговых органов Северо-Западного федерального округа в первом квартале 2015 года в части обеспечения поступлений в консолидированный бюджет РФ и в федеральный бюджет, которые выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В своем выступлении С.А. Аракелов отметил, что фактором, напрямую влияющим на увеличение налоговых поступлений, является повышение качества контрольной работы: «Сейчас главное – это построение отлаженной и эффективной системы налогового контроля от планирования проверок до взыскания налогов в бюджет».

С.А. Аракелов указал на то, что должны стать приоритетными два направления в контрольной работе: снижение уровня налогового контроля в отношении добросовестного бизнеса и внедрение нового подхода к контрольной работе.

Так, С.А. Аракелов отметил: «Каждый год количество проверок снижается на 30%. Сейчас ФНС России активно внедряет систему моделирования поведения налогоплательщиков, когда в определенной отрасли выбираются компании с максимальными зонами риска, а после проверки проводится широкое освещение результатов для компаний этой отрасли. Так создается «волновой эффект», компании сами корректируют свои обязательства. В этом случае не нужно проводить полномасштабные проверки отрасли».

С.А. Аракелов подчеркнул в своем выступлении, что, прежде всего, необходимо исключить бесполезные, неэффективные проверки. Важен тщательный отбор налогоплательщиков для проверок. Каждая проверка, по результатам которой не установлены значимые для отрасли, для практики вопросы – это некачественная работа налоговых органов.

Важно также выстроить принципиально другие, в отличие от существующих, бизнес-процессы взаимодействия подразделений налоговых органов. Проведение и сопровождение проверок должно осуществляться единой группой специалистов. При этом на проверках должны подниматься практикообразующие вопросы.

Как сообщил С.А. Аракелов, особое внимание в этом году будет уделяться вопросам противодействия применению различных налоговых схем, в том числе с использованием фирм-однодневок и технических компаний в оффшорах, а также использованию норм международных соглашений в целях выведения доходов из-под налогообложения и перевод денежных средств в низконалоговые юрисдикции, вопросам пресечения попыток сокрытия имущества предприятиями в целях неуплаты налогов по признанным законными налоговым претензиям, когда организации выводят активы на взаимозависимые организации. С.А. Аракелов также отметил высокий уровень работы налоговых органов по обеспечению достоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе (месте нахождения) юридических лиц.

Проведение указанной работы становится еще более актуальной в связи с принятием Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ, который направлен на исключение злоупотреблений в сфере регистрации юридических лиц. Законом предусмотрены полномочия о внесении в реестр записей о недостоверности предоставленных сведений; о проверке достоверности сведений; появились дополнительные основания для отказа в регистрации, а также ужесточена уголовная и административная ответственность за фальсификацию реестров.

Кроме того, С.А. Аракелов сказал, что в 2014 году прошел последний этап реализации концепции по внедрению внутренних пересмотров: «Обязательное досудебное урегулирование распространено на все споры, как налоговые, так и по вопросам регистрации, что разгрузило суды. Введение обязательного досудебного обжалования с 2009 года позволило сократить судебные споры почти в 3 раза».

С.А. Аракелов рассказал о том, что одним из приоритетных направлений работы ФНС России в 2015 году является налоговый мониторинг: «Нормы, которыми предусматривается введение института «налогового мониторинга», вступили в силу. Два года длился пилотный проект, и он показал свою эффективность. Это новый уровень взаимоотношений с налогоплательщиками».

Законом предусмотрено, что в случае несогласия с правовыми позициями вступает в действие процедура согласительных процедур. Она специально проводится на уровне Федеральной налоговой службы. Это дает возможность совместно вырабатывать единые правовые позиции.

С.А. Аракелов остановился, кроме того, на вопросе предварительного налогового контроля («руллинги»). Так, международной практике известны различные правовые механизмы предварительного налогового контроля. Общей чертой для всех видов является то, что налогоплательщики в результате получают от налоговых органов предварительное заключение о квалификации для целей налогообложения планируемой сделки в целях предотвращения налоговых споров. В России институт предварительного налогового разъяснения в налоговом законодательстве не закреплен.

С.А. Аракелов отметил следующее: «Для бизнеса этот институт дает возможность спланировать свою деятельность на будущее, спрогнозировать налоговые риски еще на этапе заключения сделки».

В настоящее время в рамках работы по совершенствованию налогового законодательства рассматривается законодательная инициатива о закреплении института предварительного разъяснения в Налоговом кодексе Российской Федерации, и ФНС России активно участвует в этой работе.

В заключение С.А. Аракелов еще раз отметил, что по результатам контрольной деятельности будет оцениваться эффективность работы налоговых органов. И здесь главное не доначисление, а взыскание выигранных сумм налогов: «Я неоднократно говорил, что доначисления, не доведенные до взыскания – показатель неправильной и неграмотной организации работы».

Также на совещании-семинаре выступил начальник Правового управления ФНС России О.В. Овчар, который подвел итоги судебной работы в Северо-Западном федеральном округе и рассказал о приоритетных направлениях в судебной работе: «Особое внимание в этом году будет уделяться противодействию злоупотреблениям налогоплательщиками правами в целях уклонения от налогообложения». Выработка национальных мер противодействия злоупотреблению налогоплательщиков соответствует мировым тенденциям, согласно которым становятся актуальными вопросы борьбы с размыванием налоговой базы и меры по деофшоризации экономики.

О.В. Овчар сказал: «Раньше мы часто сталкивались с ситуацией, когда служба провела проверку, решение вступило в силу, но плательщик выводит активы на подконтрольную компанию, фактически продолжая свою деятельность. Ликвидация компаний не освобождает собственников от взыскания налогов по признанным законными налоговым претензиям».

О.В. Овчар подчеркнул, что эти вопросы сейчас являются наиболее важными, поэтому ФНС России считает, что наступило время закрепления норм о запрете получения необоснованной налоговой выгоды на законодательном уровне. ФНС России поддерживает инициативу депутатов Государственной Думы Российской Федерации о введении принципа запрета злоупотребления правом налогоплательщиками, есть соответствующий законопроект. Такие нормы есть во многих зарубежных странах, поэтому ФНС России будем продолжать работу в этом направлении.

В совещании-семинаре принимают участие заместитель начальника Правового управления ФНС России К.Г. Харитонов, начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Северо-Западному федеральному округу В.И. Красавин, руководители управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Западный федеральный округ, а также начальники Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, 5, заместитель начальника отдела рассмотрения судебных споров с налогоплательщиками федеральных округов Российской Федерации Правового управления ФНС России К.В. Мостовой.