Заключение сделки с недобросовестным контрагентом является одним из критериев налоговых рисков

77 город Москва

Дата публикации: 03.03.2014

Издание: Российский налоговый портал
Тема: Налоговые риски
Источник:  http://taxpravo.ru/analitika/statya-347697-zaklyuchenie_sdelki_s_nedobrosovestnyim_kontragentom_yavlyaetsya_odnim_iz_kriteriev_nalogovyih_riskov

О критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков специально для Российского налогового портала рассказал заместитель начальника отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по г. Москве Станислав Юрьевич Семин.

— Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента на сегодня является очень актуальным. Станислав Юрьевич, расскажите, какие критерии должны обратить на себя внимание при «первом контакте» с партнером по бизнесу?
 
 
— Заключение сделки с недобросовестным контрагентом является одним из критериев налоговых рисков, определенных Федеральной налоговой службой в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@), – «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
 
С целью проявления должной осмотрительности налогоплательщику при выборе контрагента необходимо обратить внимание на следующие особенности:
 
– отсутствие у контрагента собственного сайта в интернете;
 
– отсутствие отзывов как положительных, так и отрицательных, о деятельности предполагаемого контрагента в СМИ и интернете;
 
– отсутствие рекламы в СМИ, а также отсутствие вывесок по месту регистрации контрагента, помещений для осуществления деятельности;
 
– отсутствие информации о месте нахождения офиса, складских и/или производственных и/или торговых площадей контрагента;
 
– осуществление контактов с контрагентом только посредством телефонных разговоров, электронной почты и услуг курьера;
 
– и иные особенности ведения бизнеса контрагентом, не позволяющие определить местонахождение контрагента и установить личности руководителя организации и ее сотрудников.
 
— Мы знаем, что часто «путь» к налогоплательщику лежит через «фирму-однодневку». Какие есть «зацепки», которые позволят ее определить? Есть ли универсальные признаки? Какие документы нужно запросить у фирмы?
 
— Для того, чтобы убедится в добросовестности партнера можно воспользоваться информационными ресурсами Федеральной налоговой службы «Проверь себя и контрагента» и «Действительные ИНН юридических лиц», «Недействительные свидетельства» на сайте www.nalog.ru. На данном сайте имеются информационные ресурсы, позволяющие выявить организации, зарегистрированные по «массовым» адресам; организации, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица, а также установить контрагентов в отношении которых принято регистрирующими органами решение о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц.
 
Также с целью проявления должной осмотрительности можно в официальном порядке получить выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента. С целью подтверждения полномочий руководителя (должностных лиц) контрагента следует по возможности организовать личную встречу и запросить копии правоустанавливающих документов, а также подтвердить личность руководителя и представителей контрагента с помощью документов, удостоверяющих их личности.
 
— Станислав Юрьевич, что надо сделать, чтобы деятельность недобросовестного контрагента не привела к нежелательным налоговым последствиям? Как нивелировать последствия, если контракт все-таки заключен?
 
— В случае если договор с контрагентом – «фирмой-однодневкой» все-таки был заключен, налогоплательщику следует, во избежание нежелательных налоговых последствий, исключить из налогового учета результаты финансово-хозяйственной деятельности по взаимоотношениям с недобросовестным контрагентом, влекущие за собой занижение налогооблагаемой базы, т.к. расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
 
Кроме того, если налогоплательщик узнал о недобросовестности контрагента после сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, необходимо в кратчайшие сроки уточнить свои налоговые обязательства и представить соответствующие уточненные декларации. Также необходимо уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых налогоплательщиком для снижения данного риска.

— Как мы знаем, в последнее время судебная практика пошла по пути «существо над формой.
 
— Исходя из проведенного анализа судебной практики факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
 
Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
 
— Что важнее: недобросовестность контрагента или все же реальность складывающихся между партнерами отношений?
 
— О реальности складывающихся между партнерами взаимоотношений свидетельствует плотное сотрудничество, а также открытость и прозрачность их деятельности, что не возможно при заключении договоров с недобросовестными контрагентами: в случае заключения сделки с недобросовестным контрагентом, предоставляемые документы являются подложными ввиду их подписания лицом, не являющимся руководителем контрагента, или в связи с тем, что контрагентом по договору является лицо, не осуществляющее реальной предпринимательской деятельности и не декларирующее свои налоговые обязанности по сделкам, оформляемым от его имени.
 
Таким образом, можно говорить только о важности проявления должной осмотрительности налогоплательщиком и о категоричном отказе в заключении договоров с недобросовестными контрагентами.