ENG

Об основных требованиях к указанию адреса юридического лица в ЕГРЮЛ напоминает налоговая служба Югры

Дата публикации: 14.07.2015 12:32 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Адрес юридического лица должен быть указан в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Это подтвердил и Пленум Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).

В целях обеспечения информирования контрагентов о факте отсутствия юридического лица по заявленному в ЕГРЮЛ адресу на сайте ФНС России в электронном сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» открыт доступ к перечню организаций, отсутствующих по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Представление сведений о юридическом лице, не соответствующих действительности, в налоговый орган, в том числе в части сведений об адресе его постоянно действующего исполнительного органа, влечет применение административной ответственности в соответствии с п. п. 3, 4 и 5 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Кроме того, при выявлении факта отсутствия юридического лица по адресу места нахождения регистрирующий орган, как государственный орган, осуществляющий ведение государственных реестров, а также контроль за достоверностью, содержащихся в них сведений, может направить требование об актуализации данных ЕГРЮЛ в адрес учредителей или руководителя организации.

Неисполнение указанного требования может привести к привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьями 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ.

В случае уклонения от исполнения административного наказания к нарушителю может быть применена ответственность, предусмотренная ст. 20.25 КоАП РФ. Учитывая вышеизложенное, нарушение порядка предоставления сведений об адресе места нахождения юридического лица в итоге может повлечь наложение значительных штрафов.

Однако, помимо административной ответственности и риска неполучения юридически значимых сообщений, юридические лица, не подающие актуальные сведения о своем адресе, также могут быть ликвидированы в судебном порядке по заявлению регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 6 Постановления № 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ).

Налоговыми органами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в данном направлении проводятся мероприятия, направленные на актуализацию сведений об адресе местонахождения, заявленном юридическими лицами в ЕГРЮЛ.

Инспекциями Югры за полугодие 2015 года в адрес 254 организаций направлены уведомления о необходимости внести изменения об адресе местонахождения в ЕГРЮЛ, информация о 965 юридических лицах, отсутствующих по адресу местонахождения, налоговыми органами внесена в ЕГРЮЛ.

Кроме того, налоговые органы округа активно работают в части подготовки исковых заявлений в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с Постановлением № 61. По данному основанию налоговыми органами округа подано 15 исковых заявлений, 13 из которых удовлетворены в пользу налоговых органов. Исключены из ЕГРЮЛ по данному основанию 8 юридических лиц.