ENG

На Ямале за полтора года в отношении директоров 10 фирм - «однодневок» вынесены обвинительные приговоры

Дата публикации: 05.06.2018 13:50

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, на Ямале сохраняется положительный тренд поступления налогов и сборов. Так,  за 2016 год налоговыми органами Ямало-Ненецкого автономного округа в консолидированный бюджет автономного округа мобилизовано 119 141 млн. рублей, в 2017 году - 146 863 млн. рублей. Свою долю поступлений в бюджет составили доначисления по результатам контрольной работы налоговых органов -  только в части налога на добавленную стоимость поступления за 2017 год составили 491 млн. рублей.

Одним из основных инструментов автоматического контроля за полнотой уплаты НДС с 1 января 2015 года является система АСК НДС-2. После ее разработки введен новый порядок представления в налоговые органы деклараций по НДС в электронном виде, включая данные книги покупок и продаж. Эта система собирает данные из книги продаж и сверяет их с вычетом по книге покупок. Программа самостоятельно проверяет правильность внесения информации в документы, а также правомерность получения вычета. При этом совершенно не требуется вмешательства извне. Кроме того, система определяет расхождения, так называемый «налоговый разрыв», между данными книг покупок и книг продаж двух контрагентов, в результате формирует и направляет в адрес налогоплательщиков автотребование, в ответ на которое он в течении 5-ти рабочих дней обязан предоставить формализованное пояснение, содержащее пояснение причин возникновения данных расхождений. Система АСК НДС-2 за считанные минуты может «выявить» ошибочные действия/бездействие контрагентов проверяемого налогоплательщика или наличие взаимоотношений у него с фирмами-однодневками.

С 2018 года система АСК НДС-2 была усовершенствована, и теперь инспектору доступны такие функции, как просмотр выписок банковских счетов проверяемого лица и его контрагентов по экстерриториальному принципу (т.е. независимо от того, состоит налогоплательщик на учете на территории округа или нет), что заметно облегчило проведение камеральной налоговой проверки и выявление схем незаконного обналичивания денежных средств. Кроме того, налоговому инспектору при проверке доступны такие информационные ресурсы как контур-фокус, федеральные базы данных, содержащие сведения об имуществе, транспортных средствах, земельных участках, отрытых счетах; в режиме онлайн можно оперативно получить сведения Федеральной таможенной службы, Росреестра, ГИБДД. Таким образом, на проверку всей цепочки контрагентов в настоящее время тратится значительно меньше времени, чем до внедрения системы АСК НДС-2.

Работа налоговых инспекций в части камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС в настоящее время больше направлена на то, чтобы налогоплательщик самостоятельно оценивал свои риски и уточнял налоговые обязательства.Так, при выявлении расхождений и сомнительных операций налоговым инспектором направляется в адрес налогоплательщика информационное письмо, в котором прямо указано на наличие у него тех или иных налоговых рисков, оценив которые налогоплательщик может самостоятельно представить уточненную налоговую декларацию и избежать неприятных, а порой и очень «затратных» последствий в виде штрафов.

По результатам контрольно-аналитической работы, направленной на самостоятельную оценку рисков налогоплательщиками, путем отказа от схем уклонения от налогообложения дополнительно поступило в бюджет в 2016 году 727 тыс. рублей, в 2017 году 67 млн. рублей, за 5 месяцев 2018 года 160 млн. рублей. Кроме дополнительных поступлений в бюджет Российской Федерации значительно сократилась сумма «налогового разрыва», которая фиксируется сразу после представления всеми налогоплательщиками налоговых деклараций.
Так «налоговый разрыв», сформированный на начало 2018 года составил 1,02%,  что на 3,98 процентных пункта меньше, чем аналогичный показатель на начало 2017 года (5%). Данные значения говорят о том, что налогоплательщики все больше и больше отказываются от схем ухода от налогообложения и уже на начальном этапе представляют в налоговые органы достоверные и реальные сведения.

Кроме того, с помощью системы АСК НДС-2 упростилась задача по выявлению фирм-однодневок, создаваемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также проведению мероприятий направленных на их ликвидацию, в том числе при совместной работе с правоохранительными органами. Так, за 2017 год и 5 месяцев 2018 года  налоговыми органами округа направлено в правоохранительные органы 56 материалов в отношении налогоплательщиков, имеющих признаки фирм - «однодневок». Из них, в 34 случаях вынесены постановления о возбуждении уголовных дел, на основании которых в отношении директоров 10 фирм вынесены обвинительные приговоры.

В соответствии со статьей 172 Уголовного кодекса Российской Федерации в  отношении 15 физических лиц в правоохранительные органы направлены материалы о возбуждении уголовных дел в связи с установленным незаконным обналичиванием денежных средств. 

Сотрудники налоговых органов не сомневаются, что  бизнесу выгоднее платить налоги, чем использовать схемы уклонения от их уплаты.