ENG

Налоговая служба: путь к открытости

01 Республика Адыгея

Дата публикации: 21.11.2012

Издание: Газета "Советская Адыгея"
Тема: День работника налоговых органов
Источник:  http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=12980

Сегодня налоговики отмечают свой профессиональный праздник — День работника налоговых органов Российской Федерации. Традиционно накануне таких знаковых событий в республиканском налоговом управлении подводят итоги своей деятельности и определяются с задачами на будущее. Каких высот удалось достичь налоговой службе республики, что изменилось в работе ведомства, в каком направлении оно двигается — на эти и другие вопросы корреспондента газеты "Советская Адыгея" ответила руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея Е.И. Матвеева.

 — Елена Ивановна, начнем нашу беседу с итогов деятельности налоговой службы республики. Какие показатели текущего года вы считаете наиболее значимыми?

— Эффективность и успешность нашей работы в первую очередь оценивается количественными показателями. Они определяют величину налоговых потоков, попадающих в бюджет, а значит, и уровень благосостояния страны, в том числе нашей республики и каждого ее жителя. Налоговая служба РА на протяжении многих лет успешно справляется со своей задачей по мобилизации налогов в бюджеты всех уровней и год за годом наращивает темпы налоговых поступлений. На сегодняшний день УФНС России по РА занимает 11 место во всероссийском рейтинге эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы. С января по октябрь нынешнего года в бюджетную систему РФ поступило 6 млрд. 146 млн. рублей налогов и сборов, это на 15%, или на 817,6 млн. рублей больше, чем в 2011 году. Большая часть этих средств (85%) была зачислена в территориальный бюджет Республики Адыгея, то есть направлена на обеспечение жизнедеятельности республики и решение ее социальных задач.

Росту налоговых поступлений во многом способствует благоприятная экономическая ситуация в республике: развиваются промышленное производство, малый и средний бизнес, растет благосостояние ее жителей. За год значительно увеличилось количество граждан, задекларировавших доходы свыше 1 млн. рублей. По данным последней декларационной кампании, в республике 536 миллионеров. Адыгея — динамично развивающийся регион. Рост экономических показателей в сочетании с грамотным налоговым администрированием обеспечивает увеличение отчислений в бюджет в виде собранных налогов.

— В последнее время многие отмечают, что платить налоги становится удобнее. Как удалось добиться этого?

— Это результат целенаправленного реформирования налоговой службы: сегодня фискальные методы работы отходят на второй план. С приходом нового руководителя ФНС России М.В.Мишустина налоговая служба взяла и уверенно держит курс на клиентоориентированность и открытость для граждан, служба стала развиваться как сервисная компания.

Радикальные перемены коснулись в первую очередь сферы обслуживания налогоплательщиков: наши отношения с ними все больше переходят в виртуальное пространство. Первое, что было сделано в данном направлении, — предоставление налогоплательщикам возможности представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Сегодня более 70% налогоплательщиков Адыгеи представляет отчетность именно таким удобным и современным способом, и эта цифра растет с каждым кварталом. Кроме того, растет и список документов, которые налоговая служба может принимать в электронном виде и обмениваться ими с налогоплательщиками. Одновременно развивается система межведомственного взаимодействия между федеральными органами власти, оказывающими государственные услуги. А это означает, что теперь гражданам не надо выстаивать бессмысленные часы в очередях, чтобы получить какую-либо справку, необходимую, к примеру, для регистрации ИП.

На сайте УФНС России по РА физические лица могут получить информацию о задолженности, узнать свой ИНН, определить реквизиты налоговой инспекции, обслуживающей конкретный район, сформировать платежный документ для уплаты налогов, госпошлин и иных платежей, связанных с налоговыми органами, направить заявление о постановке на учет в ИФНС. С 1 октября 2012 г. заработал личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. В нем сконцентрированы сведения о конкретных объектах налогообложения — транспортных средствах, имуществе, земле, которые находятся в собственности налогоплательщика. Вы сможете найти в своем личном кабинете сведения о начислениях по имущественным налогам и о том, когда ваши платежи поступили в инспекцию. Этот сервис предоставляет возможность получать в электронном виде налоговое уведомление и распечатывать его. Вам больше не нужно ждать документы из налоговой инспекции с почты. По сути, личный кабинет — это ваша налоговая история.

Юридические лица тоже могут получить некоторые государственные услуги, не выходя из собственного офиса: выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Имея доступ к этим реестрам, можно легко проверить благонадежность своего делового партнера: просмотреть данные о дисквалифицированных генеральных директорах, адресах массовой регистрации (один из признаков фирмы-однодневки) и многое другое. Передовые технологии берут верх над консервативными способами взаимодействия государства и граждан.

Помимо всего на сайте УФНС по РА www.r01.nalog.ru можно не только узнать новости налоговой службы, но и получить информацию о знаковых событиях в жизни республики. Кстати, мы заняли 14-е место из 82 сайтов региональных подразделений налоговой службы России.

— Не является ли развитие интернет-сервисов способом дистанцироваться от граждан?

— Нет, личный прием налогоплательщиков никто не отменял. Напротив, имея хорошую техническую базу и технологическое обеспечение, мы поставили во главу угла человеческий фактор, то есть работу с людьми. И требования к обслуживанию граждан стали гораздо выше. Работники в операционном зале, которые ведут прием налогоплательщиков, проходят обязательное обучение. Они учатся общению с клиентами и обязаны соблюдать принятый Федеральной налоговой службой Кодекс этики и служебного поведения, где все детально прописано — от внешнего вида налогового инспектора до правил ответа на письменное обращение, ведения устной беседы и телефонного разговора, разрешения конфликтных ситуаций. Ежедневно наши сотрудники получают десятки звонков на телефоны справочной службы. Это вполне естественно: люди продают и покупают имущество, стараются улучшить свои жилищные условия, тратят часть семейного бюджета на обучение и лечение. Как правильно отчитаться о доходах или вернуть денежные средства в качестве налоговых вычетов — вот наиболее частые вопросы, на которые приходится отвечать налоговикам.

Мы стараемся создать налогоплательщикам комфортные условия, стать их партнером и помощником, стимулировать как представителей бизнеса, так и рядовых жителей республики к добровольной уплате налогов. О том, как служба справляется с этой задачей, говорят цифры: за 9 месяцев текущего года уровень собираемости налогов в Адыгее составил 99,37%.

— Каковы рычаги воздействия на «непослушных» налогоплательщиков?

— Все они предусмотрены действующим российским законодательством. Говоря о налогоплательщиках, которых вы назвали «непослушными», отвечу, что таких становится все меньше. Тем не менее, одним из важнейших направлений деятельности налоговой службы является контрольная работа — камеральные (проверки деклараций налогоплательщиков) и выездные проверки. На сегодняшний день произведенный контроль принес в бюджет свыше 240 млн. рублей. Всего же в результате проверок было доначислено к уплате 417,8 млн. Пятая часть этой суммы приходится на организации строительной отрасли. Кроме них в зоне «налогового риска» — организации оптовой и розничной торговли, а также производители алкогольной продукции. При работе с ними налоговая служба ведет активное сотрудничество с различными министерствами и ведомствами, в частности с органами внутренних дел МВД по РА.

На основе материалов произведенных проверок налоговые органы принимают соответствующие решения, обжаловать которые имеет право любой налогоплательщик. И здесь мы сталкиваемся с возможностью досудебного урегулирования налоговых споров. Досудебное разбирательство позволяет, как правило, урегулировать предмет спора в более короткие сроки и не требует лишних затрат на уплату госпошлины и услуги адвоката. Качественная работа системы досудебного урегулирования налоговых споров, повышение уровня доказательной базы привели к значительному уменьшению количества жалоб налогоплательщиков и сокращению числа судебных споров. В частности, за 9 месяцев этого года в налоговые органы Адыгеи поступило 63 жалобы, что на 17% меньше, чем за 9 месяцев прошлого. Это свидетельствует о хороших результатах работы по выявлению причин нарушения прав налогоплательщиков и своевременному устранению этих нарушений.

— Позвольте коснуться «больного» для налоговой службы вопроса — налоговой задолженности: ведь именно она «съедает» значительную часть бюджета.

— Это правда, однако значение совокупной задолженности по Адыгее ниже, чем в среднем по региону, а темпы ее снижения, наоборот, выше. За прошедшие 9 месяцев налоговыми органами республики было урегулировано задолженности на сумму 876 млн. рублей. В рамках работы по взысканию мы активно сотрудничаем со Службой судебных приставов, представители которой принимают участие и в наших комиссиях по легализации объектов налогообложения. Это еще один способ работы с задолженностью, доказавший свою эффективность. На заседания комиссий приглашаются налоговые агенты, своевременно не перечислившие в бюджет суммы удержанного НДФЛ, а также работодатели, выплачивающие своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума, и руководители убыточных организаций.

В текущем году состоялось уже 22 заседания, в результате каждый четвертый из приглашенных работодателей увеличил зарплату своим работникам, остальные представили обоснования сложившегося у них в организациях размера оплаты труда. Кроме того, за прошедшие 9 месяцев на заседания комиссии были приглашены более 259 работодателей с суммой неуплаченного НДФЛ порядка 54 млн. руб. По итогам работы комиссий больше половины налоговых агентов погасили свою задолженность, пополнив тем самым республиканский бюджет на 28 млн. рублей. Из 154 убыточных организаций, рассмотренных в рамках комиссий по легализации, 26 уточнили свои декларации по налогу на прибыль, уменьшив убытки в общей сложности более чем на 800 млн. рублей.

— Насколько, по вашему мнению, престижна профессия налоговика? Молодежь охотно вступает в ваши ряды после вузов?

— Вопрос о престиже профессии достаточно сложен. Служба в налоговых органах требует хорошей подготовки, умения работать с полной отдачей. Это высокотехнологичная деятельность, где нужны навыки работы с компьютерной техникой, знания в области информационных технологий. Большое внимание уделяется повышению квалификации работников, созданию привлекательных условий службы. Это одно из стратегических направлений развития ведомства. Когда есть возможность принимать новых работников, мы рады приходу молодежи. Но молодые специалисты, к сожалению, сначала не могут рассчитывать на высокий уровень заработной платы.

— Что бы вы пожелали коллегам накануне профессионального праздника?

— Нашу работу не назовешь легкой. В условиях постоянно меняющегося законодательства, стремительного внедрения современных технологий, требований, предъявляемых к налоговой службе, мы обязаны быть в курсе всех перемен, уметь применять на практике все инновации, решать все поставленные задачи. Уверена, нашим специалистам все это по плечу. Искренне поздравляю своих коллег, а также ветеранов налоговой службы с днем рождения налоговых органов и желаю каждому благополучия, душевной стойкости, сил и энергии. Пусть успешной будет ваша служба, а в семьях царят мир, гармония и взаимопонимание. Здоровья вам и вашим близким!