ENG

Довлетбий Долев: "Главное - устойчивость бюджета"

01 Республика Адыгея

Дата публикации: 19.04.2013

Издание: Газета "Советская Адыгея"
Тема: Экономика региона
Источник:  http://www.sov-adyg.ru/index.php?newsid=15798

В 2012 году Министерство финансов Республики Адыгея отметило двойной праздник — в сентябре исполнилось 210 лет со дня образования Министерства финансов России и в августе — 90 лет со дня образования финансовых органов в Адыгее. Об итогах работы Министерства финансов РА за 2012 год и задачах на 2013 год рассказывает министр финансов РА Д.З.Долев.
 
— Довлетбий Закереевич, если говорить об итогах исполнения бюджета Республики Адыгея за 2012 год, оправдались ли ваши ожидания по основным финансовым показателям?
 
— Считаю, что исполнение консолидированного и республиканского бюджетов нашей республики оправдало наши ожидания. К примеру, поступления в консолидированный бюджет налоговых и неналоговых доходов составили 7688,9 млн. рублей, что на 1165,1 млн. рублей превышает показатели 2011 года, а в процентном выражении рост составил 118%. В республиканский бюджет поступило 5161,4 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, рост составил 129% по сравнению с предыдущим годом.
 
Безвозмездные поступления в бюджет республики также превысили показатели 2011 года и составили 7950,4 млн. рублей, из которых наибольшую долю поступлений составили дотации из федерального бюджета в сумме 3655,3 млн. рублей.
 
Таким образом, общий объем доходов консолидированного бюджета республики составил 15639,3 млн. рублей, что на 2241,3 млн. рублей больше по сравнению с общим объемом доходов 2011 года. Общие доходы республиканского бюджета превысили показатели 2011 года на 2220,1 млн. рублей и составили по итогам прошлого года 13103,9 млн. рублей.
В 2012 году мы продолжили тенденцию по снижению зависимости нашего бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2011 году этот показатель, его еще называют уровнем дотационности, составлял 48,1%, то в 2012 году он уже составил 47,3%.
 
Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 15448,4 млн. рублей, что на 1612,1 млн. рублей выше уровня 2011 года. Расходная часть республиканского бюджета составила 12761,7 млн. рублей, что на 14,4% выше уровня расходов 2011 года. Как и в прошлые годы, бюджет сохранил свою социальную направленность.
 
Достигнутые показатели позволили при первоначально прогнозируемом дефиците бюджета республики исполнить в прошедшем году его с профицитом в сумме 190,9 млн. рублей.
По сравнению с 2011 годом нам также удалось не только не увеличить уровень государственного долга, но и обеспечить его снижение.
 
— Вы сказали о значительном увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет республики. За счет чего этого удалось достичь?
 
— В целях увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам, повышения их собираемости Кабинетом министров республики совместно с заинтересованными федеральными ведомствами, органами местного самоуправления был разработан план мероприятий по увеличению налогов и неналоговых доходов в консолидируемый бюджет Адыгеи на 2011—2013 гг. Также органами местного самоуправления при администрациях муниципальных районов и городских округов созданы межведомственные комиссии по обеспечению увеличения поступлений доходов в местные бюджеты, в том числе проводится работа с должниками по местным налогам и транспортному налогу.
 
По итогам 2011 года республика вошла в число 25 субъектов Российской Федерации, признанных лучшими по наращиванию налогового потенциала, что позволило в 2012 году получить дотацию в размере 305,0 миллиона рублей в качестве поощрения на стимулирование развития налогового потенциала.
 
По поручению Главы республики А.К.Тхакушинова была создана республиканская межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с оплатой труда, соблюдением трудовых прав, а также отдельных вопросов реализации законодательства о налогах и сборах под председательством премьер-министра М.К.Кумпилова. На ее заседаниях особое внимание уделяется снижению налоговой задолженности, убыточности предприятий, увеличению налогооблагаемой базы, взаимодействию территориальных федеральных органов власти с органами государственной власти республики и муниципалитетами в целях увеличения собираемости доходов.
 
Уже вошло в практику проведение Министерством финансов Адыгеи расширенных выездных совещаний в районах республики по вопросам увеличения собираемости налоговых и неналоговых платежей.
 
Сегодня актуальным остается проведение работы по инвентаризации муниципального имущества и земельных участков в части совершенствования оборота земель с/х назначения по невостребованным земельным долям. В целях получения дополнительных доходов планируется проводить оценку недвижимого имущества при сдаче в аренду по итогам конкурсов, аукционов. Кроме того, ежегодно необходимо заключать дополнительные соглашения к действующим договорам аренды недвижимого имущества, в которых пересчитывать размер арендной платы с учетом изменения базовой стоимости аренды одного квадратного метра общей площади помещений.
 
— Бюджет республики — социальный. А по каким основным направлениям осуществляются расходы, которые называются социальными?
 
— Социальными мы называем расходы, которые осуществляются в отраслях социальной сферы: культуре, образовании, здравоохранении, социальной политике, физической культуре и спорте. В общем объеме расходов консолидированного бюджета республики в 2012 году доля таких расходов составила около 70%. Этот показатель говорит о высокой социальной нагрузке бюджета. Кроме содержания сети государственных и муниципальных учреждений и оплаты услуг, оказываемых ими населению (а на социальный блок приходится более 80% учреждений от общего числа всех учреждений в республике), бюджетные средства направляются на финансовое обеспечение большого количества социальных выплат, стипендий, осуществляется реализация мероприятий в рамках целевых программ, реализуется комплекс мер по модернизации общего образования и отрасли здравоохранения, на внедрение современных информационных технологий, на формирование доступной среды для людей с ограниченными возможностями, проводится оздоровительная кампания детей, оказывается поддержка различным видам спорта, а также развивается массовый спорт.
 
В Адыгее введен «региональный материнский капитал» в виде единовременной выплаты в размере 50 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей. Как вы знаете, 7 мая Президент России сформулировал основные задачи в экономической, демографической и социальной политике, в сфере образования, здравоохранения, обеспечения доступным жильем и др., так называемые теперь майские указы.
 
В 2013 году основным направлением в социальной отрасли станет реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в рамках которого будет обеспечено поэтапное повышение заработной платы категориям работников социальной сферы в Адыгее. Эти мероприятия будут обеспечиваться как за счет собственных средств бюджета, так и за счет средств федерального бюджета.
 
— В субъектах Российской Федерации повсеместно внедряются целевые дорожные фонды, средства которых должны направляться на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования. Как с этим обстоят дела в нашей республике?
 
— Исходя из изменений федерального законодательства, с начала 2012 года в Адыгее возобновил свою работу дорожный фонд. Хочу отметить, что благодаря четкому определению в Бюджетном кодексе Российской Федерации источников формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда его создание принесло существенные плоды для дорожной отрасли Адыгеи.
 
Так, если в 2011 году объем средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование дорожного хозяйства, составил 252,3 млн. рублей, то в 2012 году — почти в 3 раза больше (741,5 млн. рублей), а в текущем году запланировано 980,2 млн. рублей (на 32% больше, чем в предыдущем).
 
С 2014 года изменениями, вносимыми федеральным законодательством, предусмотрено создание муниципальных дорожных фондов, в которые должно быть передано не менее 10 процентов налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты, а также весь транспортный налог будет поступать в дорожный фонд субъекта.
 
— Думаю, никто не будет возражать, что существенную роль в дальнейшем развитии экономического потенциала республики играет ее успешное участие в федеральных целевых программах. Что делается в этом направлении?
 
— Участие в федеральных целевых программах, предусматривающих предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов и мероприятий республиканского значения, продолжает оставаться одним из ключевых направлений бюджетной политики республики.
 
Успешными примерами такого участия можно назвать реализацию на территории Адыгеи мероприятий таких федеральных целевых программ, как «Юг России», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», «Социальное развитие села», а также государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
 
Так, в рамках реализации ФЦП «Юг России» продолжаются строительство водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и Майкопа, реконструкция автодороги от станицы Даховской до плато Лагонаки, строительство высоковольтной линии Гузерипль — Лагонаки, осуществляется создание инженерной инфраструктуры туристических и промышленных объектов. Объем поступивших в 2012 году средств из федерального бюджета составил 750,1 млн. рублей.
 
Участие в мероприятиях, направленных на развитие физической культуры и спорта, позволяет продолжать с использованием средств федерального и республиканского бюджетов реконструкцию республиканского стадиона, строительство многофункционального спортивного комплекса в хуторе Гавердовском МО «Город Майкоп». В прошлом году завершено строительство многофункционального спортивного комплекса с бассейном в Майкопе рядом с республиканским стадионом. На указанные цели поступило федеральных средств в сумме 198,9 млн. рублей.
 
Одним из немаловажных факторов развития нашей республики является развитие сельского хозяйства. Основными формами государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Адыгеи за счет федерального и республиканского бюджетов, направляемых на условиях софинансирования, является предоставление им субсидий, грантов на возмещение (компенсацию) части затрат по широкому спектру направлений. Федеральным бюджетом профинансированы расходы на сумму 361,6 млн. рублей.
 
Хочу отметить, что в связи с расширением направлений государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей объем финансирования из республиканского бюджета на развитие сельского хозяйства в 2013 году увеличился по сравнению с 2012 годом почти в 1,5 раза.
 
Интенсивное развитие сельского хозяйства невозможно без создания развитой инфраструктуры на селе. Для этого приняты федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», на реализацию которой в бюджет республики направлено 91,7 млн. рублей федеральных целевых средств, и аналогичная республиканская целевая программа, в рамках которых предусмотрены мероприятия по газификации и водоснабжению сельских населенных пунктов, обеспечению жильем молодых специалистов на селе, развитию сети общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов.
 
Кроме средств федеральных целевых программ, в 2012 году из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов республикой получено 74,1 млн. рублей, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда — 106,7 млн. рублей. Республиканским бюджетом на условиях софинансирования по данным направлениям осуществлены расходы в рамках соответствующих республиканских целевых программ в объеме 30,6 млн. рублей и 23,1 млн. рублей соответственно.
 
— Какие направления в части реформирования государственных финансов реализует ваше министерство?
 
— С 1 января 2012 года в республике началась реализация федерального закона от 8 мая 2010 года №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», регулирующего реформирование правового положения государственных и муниципальных учреждений. И, как того требует данный закон, все учреждения республики переведены на новые механизмы финансирования через доведение государственных и муниципальных заданий, объем субсидий на выполнение которых рассчитывается в соответствии с расчетно-нормативными затратами, тем самым учреждения законодательно получили большую самостоятельность в расходовании средств и осуществлении своей деятельности.
 
На сегодняшний день в республике работает 595 учреждений, из которых 173 государственных, из них в статусе бюджетных работает 118 учреждений, в статусе казенных — 49, в статусе автономных — 6. Муниципальных учреждений 422, из них бюджетных — 359, казенных — 56, автономных — 7.
 
В 2012 году программа повышения эффективности бюджетных расходов РА на 2011—2012 годы выиграла конкурсный отбор среди субъектов РФ, по итогам которого была получена субсидия из федерального бюджета в размере 52,1 млн. рублей на реализацию данной программы. В настоящее время программа продлена на 2013 год.
 
В целях повышения эффективности и оперативности работы исполнительных органов государственной власти Адыгеи мы очень активно внедряем информационные технологии. В республике сбор консолидированной отчетности осуществляется в программном комплексе с применением web-технологий от бюджетополучателей поселений до главных распорядителей средств республиканского бюджета. В 2012 году осуществлен запуск в промышленную эксплуатацию программного комплекса на основе web-технологий по исполнению бюджета РА в едином информационном пространстве. Процесс проектирования республиканского бюджета, включая формирование государственных заданий, осуществляется в едином автоматизированном комплексе.
 
В целях открытости и доступности информации о состоянии государственных финансов через официальный сайт Министерства финансов Адыгеи раскрывается бюджетная информация на всех стадиях бюджетного процесса (от планирования и проведения публичных слушаний до отчетности и текущем исполнении бюджета республики), размещаются нормативно-правовые акты, данные проводимых мониторингов и информация о текущей деятельности министерства.
 
В соответствии с мониторингом, проведенным Минфином России среди субъектов Российской Федерации, по качеству организации бюджетного процесса и управления финансами по итогам оценки за 2011 год Республика Адыгея вошла в группу субъектов с высоким качеством организации бюджетного процесса. Это тоже один из показателей нашей работы.
 
— Министерство финансов республики является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль. Каковы итоги контрольных мероприятий за 2012 год?
 
— В прошлом году контрольно-ревизионным отделом нашего министерства проведено 24 контрольных мероприятия, которыми охвачено 36 объектов проверки на общую сумму 2528,9 млн. рублей.
 
В результате контрольных мероприятий выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства на общую сумму 97,8 млн. рублей, их них средства республиканского бюджета — 21,0 млн. рублей, средства местных бюджетов — 66,5 млн., средства приносящей доход деятельности — 9,8 млн., средства бюджета ОМС — 0,5 млн. рублей.
 
В результате проведенных проверок в доход бюджета республики перечислено 2,4 млн. рублей.
 
— Сегодня в средствах массовой информации часто обсуждается вопрос необходимости принятия федерального закона о контрактной системе. Что изменится в сфере размещения государственного и муниципального заказа с принятием этого закона?
 
— Действительно, 22 марта Государственной Думой принят законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который вступает в силу с 1 января 2014 года.
 
Данный законопроект предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов.
 
Вводится обязательное трехлетнее планирование закупок. На текущий финансовый год предусмотрено ведение плана-графика, который корреспондируется с соответствующими бюджетами. Все планы подлежат обязательному опубликованию.
 
Законопроект предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля. Общественность получит возможность обжаловать действия заказчика.
Проект предусматривает введение института контрактной службы. Сотрудники контрактной службы будут нести прямую ответственность за результативность закупок.
 
Существенно расширены способы проведения торгов. Вводится конкурс предквалификации, так называемый конкурс с ограниченным участием для сложных товаров и работ, в первую очередь в сфере строительства. Предусмотрен также двухэтапный конкурс для закупок в сфере науки и культуры, который позволит заказчику уже на первом этапе, общаясь с будущими участниками, четче сформулировать требования к конкурсной документации. Одновременно сохраняется электронный аукцион, который, в первую очередь, будет предназначен для закупок стандартных товаров, услуг и работ.
 
А если говорить об итогах работы министерства как уполномоченного по размещению государственного заказа республики за 2012 год, то экономия финансовых средств за истекший год составила 211,9 млн. рублей, что в 1,9 раза больше данного показателя 2011 года.
 
— Какие задачи стоят перед министерством в 2013 году?
 
— В первую очередь — это обеспечение исполнения бюджета республики как по доходам, так и по расходам, в том числе продолжение планомерной целенаправленной работы по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики.
 
В связи с принятием «майских» указов Президента Российской Федерации по реализации мероприятий в отраслях социальной сферы одной их ключевых задач, стоящих перед министерством, является проведение поэтапного повышения заработной платы работников социального блока, а также обеспечение софинансирования мероприятий, направленных на улучшение предоставления государственных услуг населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, социальной политики.
 
В области реформирования государственных финансов наша работа будет направлена, во-первых, на дальнейшее совершенствование бюджетного законодательства РА, во-вторых, на осуществление мероприятий по переходу к программному бюджету, в-третьих, на дальнейшее расширение процессов автоматизации на стадии планирования бюджета во всех муниципальных районах и городских округах. В целях повышения прозрачности и открытости системы управления государственными финансами в 2013 году будет создан единый портал государственной и муниципальной бюджетной системы Адыгеи.
 
И, конечно, в рамках своих полномочий министерство продолжит оказание консультационной и методологической помощи субъектам бюджетного планирования и органам местного самоуправления в части организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности и реформирования общественных финансов.
На достигнутых показателях мы не собираемся останавливаться, будем двигаться вперед и совершенствовать систему государственных финансов посредством внедрения современных информационных технологий. Главная наша задача — обеспечение устойчивости бюджета республики. 
 
Валерий Кондратенко.