РУС ENG

Информация ниже зависит от вашего региона (02 Республика Башкортостан)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Начало девяностых годов 20 века было ознаменовано экономической реформой, направленной на увеличение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий и на развитие частной инициативы. В соответствии с этим решением число налогоплательщиков в стране резко возросло.

Существующая в системе Министерства финансов служба госдоходов в новых условиях уже не могла справляться с задачей обеспечения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому было принято решение о создании налоговых инспекций в республиках, а также по городам и районам.

Приказом Министерства финансов РСФСР от 25.04.1990 №03/117 «О функциях государственных налоговых инспекций и их примерной структуре» в составе Министерства финансов Башкирской АССР была образована Государственная налоговая инспекция Министерства финансов Башкирской АССР. В соответствии с приказом Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Башкирской АССР от 15.01.1992 №2 с 01.01.1992 Государственная налоговая инспекция Башкирской АССР выделена из состава Минфина БАССР.

В 1999 году приказом МНС России от 06.09.1999 №АП-2Б-20/315 «О преобразовании Госналогинспекции по Республике Башкортостан» Государственная налоговая инспекция по Республике Башкортостан была преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан.

В 2004 году Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан на основании приказа ФНС России от 19.10.2004 № САЭ-3-15/3@ было преобразовано в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.

 

Первым начальником Государственной налоговой инспекции по Башкирской АССР по приказу Министерства финансов РСФСР от 23 апреля 1990 года №12/115 был назначен Калимуллин Лябип Сахиуллинович. Под его руководством началось формирование республиканского аппарата Государственной налоговой инспекции по Башкирской АССР и налоговых инспекций по районам и городам.В мае - июне 1990 года были созданы основные отделы инспекции, которые возглавили опытные специалисты А. Н. ЦацынА. С. СтародубцевН. Г. Дзюба,  Ф. Г. Сибгатуллин,  Р. Д. СловоохотоваГ. М. Лукманова, Р. Р. Назипов.

В этой работе большую помощь руководству налоговой инспекции оказали Министерство финансов, заведующие финотделами городов и районов республики. В центральный аппарат Государственной налоговой инспекции республики перешли из Министерства финансов БАССР заместитель министра финансов Б.Г.Колбин, опытные специалисты А.С.Стародубцев, Г.М.Лукманова, Л.Г.Потеряхина, Н.Г.Дзюба, Р.Р.Назипов, В.М.Коркина, Н.М.Деденко, В.В.Давыдова, Б.В.Рыжков, Т.Л.Лубышева, А.З.Аглиуллина, Ф.Г.Швец, Н.Ю.Полышева, Е.С.Юламанова, П.Ф.Кузьмин, О.В.Афанасьева, М.В.Баширова, Е.Г.Бикбулатова, А.Х.Еникеева, Р.А.Баширов, Р.Д.Словохотова, А.Ю.Тулаева которые образовали квалифицированный костяк центрального аппарата.

Ряду заведующих и заместителей заведующих горрайфинотделами было предложено перейти начальниками налоговых инспекций по городам и районам республики. Так, начальником налоговой инспекции по г. Уфе был назначен бывший заместитель заведующего Уфимским горфинотделом Р.Ш.Абдюков, по г. Стерлитамаку - А.С.Яхин, по г. Салавату -В.В.Шунина, по г. Нефтекамску - З.М.Шарафуллина, по г.Белорецку - М.В.Юрочкина, по г. Октябрьскому -Т.Я.Сухорукова, по Белорецкому району - П.Н.Глазунова, назначены начальниками налоговых инспекций по районам г. Уфы бывшие заведующие райфинотделами  Л.В.Петрова,  Р.А.Муратова,  М.Н.Нугманов,  Т.Ф.Фархутдинов, М.М.Маликов. Основными критериями для приема на работу в инспекции являлись профессионализм и ответственное отношение к работе.

В эти годы в стране складывалась новая налоговая система, появлялись новые налоги, уже в 1990 году их число превысило тридцать. Работники налоговых инспекций напряженно учились сами, обучали и налогоплательщиков. Для собственных работников налоговых инспекций проводили семинары как в г.Уфе, так и выездные в других городах и районах.

В течение лета 1990 года был составлен реестр всех имеющихся на тот период налогоплательщиков. Реестр постоянно пополнялся. В связи с резким увеличением числа налогоплательщиков, а следовательно, и ростом объема налоговых проверок в 1990-1991 годах налоговики настойчиво привлекали к работе специалистов из разных отраслей народного хозяйства.

В июне 1990 года комплектование налоговых инспекций было завершено и с июля налоговая система республики, в составе которой тогда были сформированы 76 инспекций по районам и городам Республики Башкортостан, заработала в полную силу. В 1990 году численность работников налоговых органов республики составляла 800 человек.

С первых дней своего создания налоговая служба республики обеспечивала своевременное поступление налогов в бюджеты всех уровней. В 1990 году при бюджетном задании 970 млн. рублей налоговыми инспекциями обеспечено 1 070 млн. рублей поступлений. В 1991 году по результатам налоговых проверок было дополнительно начислено 300 млн. рублей. Тогда эти показатели уступали показателям только г. Москвы.

С апреля 1992 года по февраль 1999 года Государственную налоговую инспекцию по Республике Башкортостан возглавлял Геннадий Иванович Букаев, внесший большой вклад в становление налоговой службы республики, укрепление ее материальной базы, смело внедрявший положительные формы и методы работы зарубежных налоговых служб на территории республики.

Пришедшие в налоговые органы в 1990 году работать республики финансисты, экономисты широкого профиля из разных отраслей народного хозяйства, юристы, инженерно-технические работники, программисты, специалисты в области информатизации нуждались в серьезной переподготовке. В 1992 году Госналогинспекцией по Республике Башкортостан под руководством Г.И.Букаева была разработана целевая программа подготовки и переподготовки работников налоговых органов. В соответствии с этой программой в 1993 году в Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан был организован отдел повышения квалификации кадров, который организовывал для всех сотрудников отраслевых отделов налоговых органов Республики Башкортостан. Занятия на курсах повышения квалификации проводили начальники отделов, главные специалисты аппарата Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан, преподаватели Уфимского финансово-экономического колледжа. С февраля 1999 года занятия со слушателями курсов стали проводиться в новом здании хозяйственно-бытового корпуса. Для проведения занятий в этом здании было выделено два просторных класса и гостиница для одновременного проживания 64 слушателей курсов. Ежегодно на курсах повышения квалификации проходило переподготовку около 900 работников налоговых инспекций республики 

В целях организации первоначальной профессиональной подготовки кадров налоговиков были определены базовые учебные заведения: Уфимский финансово-экономический колледж и Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Все это позволило в короткие сроки подготовить сотни высококлассных специалистов.

Большое внимание уделялось укреплению материально-технической базы налоговых органов республики.

Остро стояла проблема компьютеризации всех процессов контроля исполнения налогового законодательства. Государственная налоговая инспекция по Республике Башкортостан первой в Российской Федерации начала эту работу. В республике впервые в России были разработаны и внедрены крупные программно-технические комплексы: налогообложения юридических лиц – АИС–Район, налогообложения физических лиц – АС УНФЛ, автоматизированного учета населения, бухгалтерского учета, нормативно-правовая система «Фемида». Программно-технические комплексы функционировали на персональных компьютерах (около 4 000 машин), объединенных в локальную вычислительную сеть. Для обеспечения надежной связи между налоговыми инспекциями республики, получения и передачи информации использовались коммутируемые каналы связи: электронная почта «Спринт», услуги сети Интернет, почтовый сервер «Дионис». Впервые в России была разработана и внедрена автоматизированная система документооборота, основанная на создании и хранении электронных образов входящих документов путем сканирования для дальнейшей работы с ними с использованием компьютерных сетей с каждого рабочего места. Это позволило подлинники документов хранить в одном месте, одновременно ускорив обработку входящих и исходящих документов.  Происходило дальнейшее развитие системы информационного обмена с внешними источниками и потребителями информации с использованием магнитных носителей и средств связи.

С конца 1993 года по 1997 год налоговые органы республики, руководимые Г.И.Букаевым, первые в России начали осуществлять контроль за правильностью исчисления и полнотой поступления платежей в 4 социальных внебюджетных фонда. Возложение обязанностей по контролю за поступлением средств во внебюджетные фонды на налоговую службу обеспечивало сокращение затрат на сбор средств во внебюджетные фонды, повышение эффективности проверок налогоплательщиков. Эксперимент по передаче налоговым органам республики функции сбора страховых взносов во внебюджетные фонды был учтен при подготовке главы Налогового кодекса РФ о едином социальном налоге.

В 1993 году развернулась работа по совершенствованию учета налогоплательщиков. 18 мая 1994 года в соответствии с указом Президента Республики Башкортостан «О мерах по упорядочению учета налогоплательщиков-физических лиц» Государственная налоговая инспекция по Республике Башкортостан приступила к реализации первого этапа создания Государственного реестра налогоплательщиков-физических лиц. 
25 сентября 1996 года был принят Указ Президента Республики Башкортостан «О мерах по обеспечению создания системы адресной помощи и социальной защиты населения». Данный Указ был направлен на создание современной системы учета населения, которая впоследствии должна была лечь в основу системы адресной социальной помощи и социальной защиты населения. В основе автоматизированной системы учета населения лежал компьютерный учет, основанный на присвоении каждому гражданину, постоянно проживавшему на территории Республики Башкортостан, специального идентификационного цифрового кода (социального номера).

Впервые в России жителям республики были присвоены социальные номера (после распространения данного опыта в России социальные номера стали называться ИНН – идентификационный номер налогоплательщика). Внедрение социальных номеров повысило качество учета населения республики и позволило сформировать Реестр населения республики, что оперативно получать сведения о смене адресных данных и данных об изменении документов, удостоверяющих личности из паспортно-визовой службы МВД республики, органов ЗАГС, информацию из разных источников о доходах налогоплательщиков. Появление Реестра населения республики повысило качество информационного наполнения Автоматизированной системы налогообложения физических лиц (АС УНФЛ), став своего рода вспомогательной базой по идентификации налогоплательщиков.

Опыт работы налоговых органов республики по учету налогоплательщиков был изучен Министерством по налогам и сборам и взят на вооружение при подготовке статей первой части Налогового кодекса и распространен на всю Россию.

Положительный опыт по сбору и обработке сведений из разных источников о доходах граждан, полноценное техническое обеспечение налоговых органов Республики Башкортостан способствовали тому, что в марте 1999 года на заседании Правительства Российской Федерации был одобрен и рекомендован для внесения в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О проведении в Республике Башкортостан эксперимента по упрощенному декларированию граждан», а 29 марта 1999 года был издан Указ Президента Республики Башкортостан №УП–167 «О проведении эксперимента по упрощенному декларированию доходов физических лиц в Республике Башкортостан». Суть эксперимента заключалась в том, что налоговая инспекция исчисляла сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком за налоговый период и направляло ему уведомление об уплате подоходного налога, которое одновременно являлось и требованием об уплате налога. Налогоплательщик, рассмотрев правильность данных, указанных в полученном уведомлении, направляло (возвращало) в налоговую инспекцию по месту своего жительства подписанное им уведомление об уплате подоходного налога.

Эксперимент значительно упростил взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами, освободив налогоплательщиков от заполнения декларации, а инспекторов – от приема и проверки деклараций, увеличив эффективность работы налоговых органов. С учетом этого эксперимент был продолжен в 2000 году.

В Республике Башкортостан впервые в России был решен вопрос проведения оценки строений и увеличения в связи с этим налогооблагаемой базы имущественных налогов.

В ноябре 1993 года в государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан впервые в России был создан отдел по контролю за крупными плательщиками налогов в бюджет. Это 30 крупных предприятий республики, имевших большое количество структурных подразделений и филиалов, как на территории республики, так и за ее пределами, доля поступлений, которых составляла почти половину бюджета республики: АНК «Башнефть», ОАО «Новойл», ОАО «Уфахимпром», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «НУНПЗ», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», АО «Башкирэнерго», ОАО «Башкирнефтепродукт», ДП «Баштрансгаз» РАО «Газпром» и другие.

С 1997 года были введены новые методы осуществления налогового контроля крупных налогоплательщиков – ежегодное проведение комплексных проверок головного предприятия крупного налогоплательщика одновременно со всеми его структурными подразделениями. Введены были в практику встречные проверки. Проводилась работа по углубленному изучению технологии производства для выявления резервов по уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг) проверяемых объектов.

В 2002 году вместо отдела по контролю за крупнейшими налогоплательщиками УМНС России по Республике Башкортостан была создана инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан.

После принятия Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в феврале 1994 года впервые в России в составе налоговых инспекций Республики Башкортостан были образованы оперативно-инспекторские отделы, в задачу которых входило осуществление контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и налично-денежным оборотом, что позволяло получить достоверные данные для исчисления налогов.

Была выстроена системная работа налоговых органов республики с налогоплательщиками и массово-разъяснительная работа среди населения.

В 1995 году создан печатный орган Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан - газета «Налоговый вестник» - издание, выходящее массовым тиражом и распространяемое среди налогоплательщиков всей республики. Компьютерная версия вкладыша газеты «Налоговый вестник» публиковалась в сети Интернет. Расширялись и углублялись деловые контакты налоговых органов со средствами массовой информации. Материалы по налоговой тематике регулярно публиковались в пяти республиканских и 69 районных и городских газетах, использовались на радио и телевидении.

В 1996 году по инициативе Г.И.Букаева был образован Информационно-издательский центр Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан «Белая река». Целью создания подведомственного полиграфического предприятия являлось обеспечение налоговых органов и налогоплательщиков республики качественной и недорогой бланочной продукцией, бесплатными памятками и другими информационными материалами по теме налогов и налогообложения. На информационно-издательский центр Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан была возложена также допечатная подготовка газеты «Налоговый вестник».

С 1997 года налоговым органам были переданы функции Росалкогольмонополии и оперативно-инспекторские отделы (группы) были преобразованы в отделы по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, налоговых поступлений в этой сфере и контролю за движением денежной наличности. В апреле 1998 года Государственной налоговой инспекцией по Республике Башкортостан впервые в России была разработана и введена в промышленную эксплуатацию программа автоматизированного учета алкогольной продукции. Программа была установлена в налоговых инспекциях республики на ноутбуках и использовалась непосредственно при проведении проверок оборота алкогольной продукции, что позволяло устанавливать законность нахождения в обороте алкогольной продукции, как произведенной на территории республики, так и завезенной.

При непосредственном участии Государственной налоговой инспекцией по Республике Башкортостан в июле 1997 года был разработан и принят закон Республики Башкортостан «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Республике Башкортостан». Под строгий контроль налоговых органов республики был взят весь процесс оборота алкогольной продукции – от производства до реализации алкогольных изделий.

Все это в совокупности позволило обеспечить снижение оборота нелегальной продукции, увеличив тем самым долю легального оборота алкогольной продукции. Опыт работы налоговиков республики по организации контроля за оборотом алкогольной продукции применялся при построении работы другими регионами России.

В феврале 1999 года Букаев Г.И. был назначен руководителем Госналогинспекции по г. Москве, а в дальнейшем - министром Российской Федерации по налогам и сборам. Основным достижением Г.И.Букаева за время работы на посту в МНС России стало значительное повышение уровня собираемости налогов.

В Республике Башкортостан была создана стройная, хорошо организованная структура налоговых органов республики с солидной материальной базой, равной которой в России не было. Самым главным итогом деятельности налоговых органов республики явилась смена акцентов в системе налогообложения. Республика первой из субъектов Российской Федерации внедрила систему автоматизированного учета населения и осуществила плавное перераспределение бремени налогообложения между юридическими и физическими лицами. Эта практика была проверена временем в странах с развитой рыночной экономикой. Зарубежный опыт был творчески осмыслен, адаптирован, дополнен опытом практической работы налоговых органов республики и лег в основу контрольной работы Управления МНС России по Республике Башкортостан. Перенять опыт работы в Управление МНС России по Республике Башкортостан в те годы приезжали специалисты из различных регионов страны и из-за рубежа. После визита спикера Государственной Думы России Геннадия Селезнева опыт башкирских налоговиков стал предметом пристального изучения представителей Госдумы РФ. Ведущий консультант Министерства финансов США Лари Вестфолл познакомившись с опытом работы налоговых органов республики, дал ему следующую оценку: «Мне довелось побывать во многих регионах, но такого уровня налогообложения, как в Башкортостане, другим субъектам РФ достичь пока не удалось. Технологии, используемые в налоговых органах республики, сравнимы с лучшим зарубежным опытом. А по ряду вопросов вы обошли США».

В феврале 1999 года Президентом Республики Башкортостан Рахимовым М.Г. коллективу Управления был представлен в качестве руководителя УМНС России по Республике Башкортостан Рашит Фанисович Саттаров.

С июня по декабрь 2003 года руководителем Управления МНС России по Республике Башкортостан являлся Александр Алексеевич Веремеенко.

С 2003 года по июнь 2007 обязанности руководителя Управления исполняли: Федотов А.С.Кобелев И.В., Афанасьева О.В.Лукичев Н.А.Низаметдинов Р.Р., Айдельдинов А.Т., Васильев А.Ю.

В 2003-2004 г.г. Управление МНС России по Республике Башкортостан в числе 12 регионов Российской Федерации приняло участие во втором этапе модернизации налоговых органов России. Все территориальные налоговые органы республики были переведены на функционально-ориентированную модель организации, было осуществлено внедрение единой технологии и общероссийского программного комплекса «Система ЭОД». Данная система позволила формировать различные информационные ресурсы, в том числе за счет организации обмена информацией с кредитными учреждениями, взаимодействия с органами федерального казначейства, с иными министерствами и ведомствами в электронном виде, эффективно проводить мероприятия налогового контроля, решать задачи повышения качества обслуживания налогоплательщиков для обеспечения своевременной и полной мобилизации налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

С июля 2007 года по июнь 2010 года руководителем УФНС России по Республике Башкортостан был назначен Баранов С.В.

С июля 2010 по настоящее время руководителем УФНС России по Республике Башкортостан является Марат Мусаевич Вахитов. Приказ ФНС России №ММВ-10-4/470@ о его назначении подписан 05.07.2010.

В УФНС России по Республике Башкортостан в 2010 году приоритетными являлись следующие направления работы:
- выполнение показателей бюджетов всех уровней, увеличение их доходов;
- снижение задолженности налогоплательщиков и совершенствование обеспечения процедур банкротства и урегулирования задолженности;
- совершенствование контрольной и судебно-правовой работы;
- участие в разработке и модернизации технологических процессов налогового администрирования ФНС России.

Под руководством М.М.Вахитова было начато планомерное исполнение таких задач, как повышение уровня компетенции сотрудников службы, централизация информационных ресурсов налоговых органов и повышение их качества, регламентация процедур обслуживания налогоплательщиков с развитием бесконтактных способов взаимодействия.

Наряду с увеличением поступлений в 2011 и в 2012 годах налоговыми органами республики было обеспечено выполнение параметров бюджетов всех уровней.

Налажено эффективное взаимодействие с министерствами и ведомствами Республики Башкортостан, администрациями муниципальных образований образованиями путем создания межведомственных комиссий в сфере урегулирования задолженности, в области финансового оздоровления и банкротства, финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, в области предотвращения незаконной заготовки и оборота древесины, в сфере выявления и пресечения налоговых правонарушений и многих других.

Управление ФНС России по Республике Башкортостан успешно принимало участие в ряде пилотных проектов реализуемых ФНС России. Управление ФНС России по Республике Башкортостан в числе 5 регионов России с октября 2011 года было включено в пилотный проект для внедрения в промышленную эксплуатацию Интернет - сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». К началу 2012 года клиентами сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» стали около 35 тысяч жителей Республики Башкортостан. По состоянию на январь 2013 года к сервису подключились почти 580 тысяч жителей Башкортостана (более 28% от общего количества пользователей Личного кабинета в России) . По количеству пользователей сервиса Республика Башкортостан стабильно занимает ведущее место среди субъектов РФ.

В Уфе создан Единый регистрационный центр, который осуществляет функции по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей на территории всей Республики Башкортостан. С января 2010 года Единый регистрационный центр был уполномочен осуществлять от имени УФНС России по Республике Башкортостан регистрацию в специальном порядке и взаимодействовать с Управлением Минюста России по Республике Башкортостан и Национальным банком Республики Башкортостан. С декабря 2012 года в Единый регистрационный центр (ЕРЦ), работающий на базе Межрайонной ИФНС России №39 по Республике Башкортостан, были полностью переданы функции по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей на территории всей Республики Башкортостан.

В декабре 2011 года создан филиал ФКУ «Налог-сервис» в Республике Башкортостан.