ENG

Динамика изменения количества обращений налогоплательщиков в УФНС России по Республике Башкортостан и в суд за 9 месяцев 2012 года

Дата публикации: 01.11.2012 08:05 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан за истекшие 9 месяцев 2012 года
по вопросам досудебного и судебного регулирования налоговых споров поступило 657 заявлений (жалоб) налогоплательщиков (юридические лица - 62,4%, индивидуальные предприниматели - 18,4%, физические лица - 19,2%) . В сравнении с аналогичным периодом 2011 года количество поступивших жалоб увеличилось на 5,8%.
 
Рост числа жалоб, в частности от физических лиц, объясняется проведением территориальными органами ФНС России по Республике Башкортостан активной работы по привлечению физических лиц к декларированию полученных доходов, а также проведением УФНС России по Республике Башкортостан работы по популяризации среди населения деятельности налоговых органов по досудебному урегулированию споров.
 
Наиболее распространенными причинами возникновения налоговых споров  являются: принятие налоговым органом решений по результатам выездных и камеральных налоговых проверок о доначислении сумм налогов, пеней и штрафов; несогласие заявителей с привлечением к ответственности по ст.ст. 118, 119, 122, 126, 134, 135, 135.1 НК РФ; принятие налоговым органом обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества; привлечение заявителей к ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ; направление в адрес налогоплательщиков требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; принятие мер принудительного взыскания задолженности; отказ инспекций в возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налогов; отказ регистрирующего органа по внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
 
В январе-сентябре 2012 года УФНС России по Республике Башкортостан рассмотрено 539 жалоб заявителей (юридические лица - 66,4%, индивидуальные предприниматели - 19,7%, физические лица - 13,9%).
 
В разрезе мероприятий налогового контроля и иных мероприятий, проводимых налоговыми органами: по камеральным проверкам рассмотрено 160 жалоб, по выездным проверкам - 132 жалобы, по результатам обнаружения фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях - 133 жалобы, на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа - 29 жалоб, по делам об административных правонарушениях - 8,    по иным  вопросам - 77.
 
В отчетном периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение количества рассмотренных судами дел с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (на 31,3%). Идет снижение количества отменяемых судами решений налоговых органов, принятых по результатам проведенных налоговых проверок.
 
В тоже время необходимо отметить о росте процентного соотношения сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, относительно общих сумм по судебным делам с налогоплательщиками. Так за 9 месяцев текущего года указанное значение составило 70% (за 9 месяцев 2011 соотношение составляло 54%).
 
Таким образом, динамика рассмотрения судебных дел с участием налоговых органов, в частности по спорам, связанным с проведением мероприятий налогового контроля, указывает о подготовке подразделениями контрольного блока во взаимодействии с правовыми подразделениями территориальных органов ФНС России по Республике Башкортостан более качественных ненормативных актов, не имеющих перспектив обжалования.
 
Помимо повышения качества контрольной работы актуальным в вопросе   налогового администрирования является внедрение процедур досудебного урегулирования налоговых споров в целях, прежде всего пресечения возникновения спорных разногласий  и принятия мер по их разрешению силами налоговых органов, без создания перспективы судебного разбирательства по делу.
 
В данном ключе приоритетным является повышение культуры пользования налогоплательщиками механизма внесудебного урегулирования споров, а также доступность данной процедуры.
 
Для этого в республике разработан комплекс мер, направленных на популяризацию процедур досудебного урегулирования споров, путем создания информационных материалов (буклетов, роликов, банеров, стендов и информационных щитов), организации работы со средствами массовой информации, и внедрения качественно новых сервисов по досудебному урегулированию налоговых споров.
 
Сегодня граждане, организации и индивидуальные предприниматели для разрешения спорного вопроса могут в любой удобной для них форме обратиться, например, по телефону горячей линии инспекции к сотруднику подразделения, ответственного за досудебное урегулирование либо прибыть лично, записавшись на личный прием. Лицам, имеющим доступ к сети Интернет, возможно обратиться на форум Интернет-сайта УФНС России по Республике Башкортостан в раздел «Жалобная книга» либо представить письменную жалобу в порядке и сроки, установленные главой 19 НК РФ.
 
Опыт работы налоговых органов республики в указанном направлении показала интерес налогоплательщиков к инициативам, направленным на повышение доступности  и открытости процедур досудебного урегулирования налоговых споров.
 
Таким образом, необходимость сохранения тенденции снижения количества судебных разбирательств, доведения до судов дел, имеющих судебную перспективу, повышение открытости и доступности процедур досудебного урегулирования споров, представляют собой ключевые направления в работе по досудебному и судебному урегулированию в Российской Федерации, способствуют разрешению общегосударственной задачи по снижению конфликтных ситуаций между обществом   и государством.
 
При этом практика работы в данном направлении имеет важное значение   для удобства налогового администрирования, положительная тенденция в развитии которого, как отмечено 24.10.2012 в докладе Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, привела к смене позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса и является одним из критериев установления комфортного делового климата в стране.