ENG

УФНС России по Республике Башкортостан разъясняет информацию о привлечении контролирующих лиц должников к субсидиарной ответственности

Дата публикации: 28.11.2012 13:03 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены положения, определяющие порядок и условия привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам организаций - должников.

Статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) определения основания привлечения к субсидиарной ответственности органов управления (контролирующих лиц, руководителей) организации – должника:
 
1. При нарушении обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в установленные законодательством сроки.
 
2. При принятии контролирующим должника органом обязательных для исполнения указаний, вследствие выполнения которых причинены убытки должнику и кредиторам.
 
3. При нарушении руководителем должника сохранности бухгалтерской и иной документации, предусмотренной действующим законодательством.
 
4. В случае, если заявление должника подано в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспарива-нию необоснованных требований заявителя.

Также данный вопрос регулируется Постановлением Пленума ВС РФ N 6, Пленума РФ от 01.07.1996 N 8, согласно которому «при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания ли-бо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в случаях, когда банкротство юридического лица вызвано их указаниями или иными действиями».
 
Для определения состава указанных правонарушений необходимо следующее:
 
1. Пункт 2 ст. 10 Закона о банкротстве (неподача заявления о признании себя банкротом в сроки, установленные законом), для его доказывания необходимо документально подтвердить наличие одновременно нескольких обстоятельств:
 
- возникновение факта неплатежеспособности;
- дата его возникновения;
- неподача в течение месяца заявления о признании должника банкротом;
- возникновение обязательств должника после истечения месяца и их размер;
- причинно-следственная связь между неподачей заявления о банкротстве и убытками кредитора.

2. Пункт 4 ст. 10 Закона о банкротстве (контролирующие должника лица). При обращении в суд с требованием о привлечении к субсидиарной ответственности по данному основанию истцу необходимо доказать, что своими действиями ответчик довел организацию до банкротства.
 
В предмет доказывания по данному основанию входит наличие вины ответчика и причинно-следственная связь между указаниями и действиями руководителя (учредителя) и возникшей финансовой неплатежеспособностью, не позволяющей компании удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

3. Пункт 5 ст. 10 Закона о банкротстве (непередача документации, искажение данных бухгалтерской и иной документации).
 
Данная норма устанавливает новый, самостоятельный юридический состав для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, который не связан с совершением действий или дачей обязательных для должника указаний, приведших к банкротству должника.
 
Ответственность руководителя должника в данном случае возникает при неисполнении им обязанности по организации хранения бухгалтерской документации и отражении в бухгалтерской отчетности достоверной информации, что может повлечь за собой невозможность формирования конкурсной массы или ее формирование не в полном объеме и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов.

Вопрос о взыскании задолженности продолжает оставаться одним из самых актуальных. В целях создания действенных механизмов воздействия на организации, длительное время уклоняющихся от уплаты налоговых платежей, налоговыми органами наработана положительная судебная практика.
 
На сегодняшний день, из направленных налоговыми органами республики заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, судом рассмотрены и удовлетворены 45 заявлений на общую сумму более 174 млн. рублей.
 
Кроме того, в настоящее время в нашей республике активно используется арбитражная практика по привлечению собственников имущества должника к субсидиарной ответственности, которые своими указаниями довели предприятие до банкротства, как правило - это отчуждение активов должников (Решение АС РБ от 05.08.2011 по де-лу № А07-18583/2010,  Решение АС РБ от 16.09.2011 по делу № А07-9843/2011, Решение АС РБ от 02.02.2012 по делу № А07-17728/2011, Решение АС РБ от 31.08.2012 по делу № А07-10717/2012, Решение АС РБ от 28.09.2011 по делу № А07-9842/2011).
 
Субсидиарная ответственность - это один из способов  взыскания задолженности по налогам и сборам за рамками Налогового кодекса РФ, которая регулируется  Законом о банкротстве и Гражданским кодексом РФ.
 
Целью участия уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства является максимальное погашение задолженности перед Российской Федерацией, в связи с этим одним из приоритетных способов увеличения поступлений в бюджет Российской Федерации в ходе реализации процедур банкротства является привлечение контролирующих лиц организаций – должников к субсидиарной ответственности.