02 Республика Башкортостан
Дата публикации: 11.01.2019
Издание: Общественно-политическая газета "Республика Башкортостан"
Тема: Итоги 2018 года
Источник: 
https://resbash.ru/stat_m/2/20517
В Новый год многие граждане прикидывают свои финансовые перспективы на будущее. И не только граждане. Но и государства, регионы и местные советы. О том, что происходит с деньгами простых людей, с бюджетом республики — в интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан Маратом Вахитовым.
Педагогика недвижимости
— Марат Мусаевич, работа вашей службы многогранна. Но прежде чем спросить о самочувствии региональных финансов, хотелось бы обратиться к вопросам, вызвавшим заметный общественный резонанс. Например, поднятая вами проблема о неуплате имущественных налогов гражданами начала восприниматься как угроза бюджету республики. Ситуация действительно так остра?
— Сначала о налоговых доходах бюджета. За 2018 год, по последним данным, в бюджеты всех уровней мобилизовано 427 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом рост составил около 27 процентов. Примерно так же выросли и поступления в бюджет республики — здесь сумма составила 162 млрд рублей.
Теперь о поступлениях от граждан в виде налога на имущество, земельного и транспортного налогов. К сроку 3 декабря налогоплательщики — физические лица уплатили в общей сложности 2,9 млрд рублей. Так что в общем объеме налоговых поступлений сумма уплачиваемых физическими лицами налогов относительно небольшая.
Но главная проблема в том, что своевременно выполнила обязанность по уплате налогов только половина собственников имущества. К установленному сроку было уплачено только 57,2 процента от исчисленных сумм. К сожалению, такая ситуация повторяется уже не первый год. В прошедшем году показатель вырос только на 2,2 процентного пункта.
Ни в коем случае это не особенность нашей республики. В других регионах по вопросу своевременности и полноты уплаты имущественных налогов гражданами примерно такое же положение.
Но последние изменения в законодательстве и технологиях налогового администрирования имущественных налогов уже позволяют перевести взаимодействие органов местного самоуправления, налогового управления и целого ряда органов исполнительной власти на гораздо более высокий уровень. А именно, для укрепления формирования опоры той части доходов муниципалитета, которая называется с большой буквы «Собственные доходы».
Поэтому мы доложили именно об этой составляющей работы врио главы республики Радию Хабирову. И он поддержал такую постановку вопроса. Надеемся, что следствием будет убежденность жителей нашей республики, что мы платим имущественные налоги своему родному муниципалитету, а не «дяде», как принято у нас говорить.
— Неуплата налогов физическими лицами бьет прежде всего по местным бюджетам?
— Имущественные налоги — очень устойчивая, прогнозируемая и регулируемая часть собственных доходов сельского, городского поселения, муниципального района или городского округа. А это и дорога к дому, и ночное освещение, и вывоз мусора, и ФАП, в конце концов.
Сегодня даже самый скромный сельсовет недополучает сотню-другую тысяч собственных доходов. И, к сожалению, у органов местного самоуправления эти вопросы не первые в ежедневной повестке. А ведь именно главы муниципальных образований, я уверен, должны информировать население о том, сколько денег собрано, кто уплатил налоги, и еще важнее — рассказать, на что полученные средства будут потрачены.
— Имущественные долги создают проблемы и гражданам?
— С 4 декабря все граждане, не уплатившие налоги, автоматически стали должниками. Им, соответственно, начисляются пени. А примерно через месяц начнут выставляться требования об уплате. В дальнейшем — издание судебного приказа о взыскании со всех возможных активов должника, затем подключение службы судебных приставов, пограничной службы. Последуют и другие неприятные меры принудительного взыскания.
Мы начинаем проводить совместные рейды. Например, появляемся утром и арестовываем автомобили должников. Но кому нужны такие «военные» операции? Многие сетуют, что у нас целая армия чиновников. А куда без такой армии денешься, когда каждый второй гражданин, по сути, нарушает закон?
— Еще одно — резонансная ситуация последних месяцев, связанная с добычей плитняка в республике. Как она видится с точки зрения налоговых органов?
— Налоги от такой деятельности идут по классификации «общераспространенные полезные ископаемые» (ОПИ). Сюда входят гравий, плитняк, щебень, песок. Ставка хоть и не очень большая, но за год по региону от налогоплательщиков, осуществляющих добычу ОПИ, поступления по НДПИ составили 90 млн рублей.
Как правило, такие фирмы находятся на упрощенном режиме, и проконтролировать, насколько добросовестно они декларируют объемы добычи, бывает проблематично. Обычно это не самые добросовестные компании, которые создаются для выкачивания природных богатств за бесценок.
Подобную проблему, как отметил руководитель региона Радий Хабиров на одном из последних оперативных совещаний, можно решить путем создания сообщества добытчиков природных ресурсов по образцу СРО. И тогда предприниматели сами отрегулируют конкурентную среду, не позволят вести незаконную добычу, произвольно устанавливать цены реализации природных богатств нашей республики. Такой путь более цивилизованный и не потребует спецмероприятий, в реальности малоэффективных.
Приведу как пример решения аналогичной проблемы «зерновой» проект ФНС России, который дал положительные результаты. Его суть — в добровольной ассоциации налогоплательщиков — сельхозтоваропроизводителей. Они согласились работать по-белому, отказались от фирм-однодневок, мнимых перевозок зерна и так далее.
Поэтому создание здоровой бизнес-среды и есть наша первоочередная задача.
Деньги в государственном кармане
— Вы сказали о заметном, чуть ли не на треть, увеличении поступлений средств в бюджеты различных уровней. За счет чего это произошло?
— Рост произошел по всем видам экономической деятельности. Наиболее заметная положительная динамика была в сфере добычи полезных ископаемых, а именно углеводородов, — в течение года ставка налога на добычу нефти увеличилась на 57 процентов. Она зависит от цены барреля нефти и курса доллара. Также увеличение поступлений средств определяли рост индекса промышленного производства на 3 процента, рост выручки на 11 процентов, рост фонда оплаты труда на 8 процентов. Высок вклад и разумной налоговой политики региона, и качества налогового администрирования.
— Обычно говорят о деньгах, которые поступили в бюджет. А сколько средств остаются невыплаченными должниками?
— По итогам года совокупный объем задолженности налогоплательщиков составил 17,3 млрд рублей, еще 7,3 млрд — недополученные страховые взносы. Самое сложное здесь то, что практически 10 млрд рублей приходится на долю предприятий-банкротов. И получить их очень проблематично.
— На них придется просто махнуть рукой?
— Нет, работа по взысканию задолженности стала в последние годы одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Динамика взысканий это подтверждает. Если в 2016 году мы взыскали в пользу государства 18,1 млрд рублей, в 2017-м — 24,7 млрд, то в прошлом году — 36,7 млрд рублей. Эти долги были возвращены государству в результате предпринимаемых нами принудительных мер взыскания. Другое дело, что принудительное взыскание очень затратно, требуется большая армия чиновников.
— В правоохранительных структурах считают, что лучший способ борьбы с нарушениями — их профилактика. А каких принципов придерживаются налоговые органы?
— У нас похожие функции выполняются за счет контрольной работы. И главное в ней, по большому счету, воспитание законопослушности. Еще с 2013 года в республике был внедрен риск-ориентированный подход. В результате мы снизили число проверок с двух тысяч до 560 — 570 в год. Но при этом ежегодные суммы поступлений в бюджет в результате такой деятельности увеличились с первоначальных 2,3 млрд рублей до примерно 5 миллиардов.
Примечательно, что за последние три года все более заметная часть долгов возвращается в бюджет еще до того, как мы выносим какое-либо решение. То есть либо до завершения проверки, либо даже до ее начала. Потому что, когда мы анализируем финансово-хозяйственную деятельность предприятия, видим признаки нарушений, то начинаем посылать налогоплательщику запросы. Ответы могут удовлетворить инспекторов или нет. Во втором случае начинается выездная проверка. Но и тогда, в случае выявления нарушений, пытаемся убедить руководителей организации, что необходимо уточнить показатели. И если они видят весомость наших аргументов, то вносят дополнительные суммы в бюджет. И лишь когда ни то, ни другое не помогает, принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.
И надо отметить, что объем таких уточненных дополнительных поступлений в Башкирии достиг 46,3 процента в общих результатах от контрольно-аналитической работы. Для сравнения: в среднем по регионам России этот показатель составляет 25,5 процента. Это очень яркий пример, свидетельствующий об успешной реализации нашим управлением основных направлений работы ФНС. Сегодня служба ориентирована на клиента и позиционирует себя как сервисная. Тем более что добровольные выплаты существенно снижают затраты на налоговое администрирование и свидетельствуют о высокой квалификации наших инспекторов по сравнению с их коллегами из других регионов.
Право "чёрного" цвета
— А какие нарушения сегодня вообще характерны в бизнес-среде?
— Типичных агрессивных схем минимизации налогов несколько. Одна из них — фиктивные сделки с фирмами-однодневками или аффилированными лицами. С целью завысить расходы, занизить доходы и предъявить необоснованные вычеты по НДС.
Следующая типичная схема — дробление бизнеса. В нормальных экономических условиях выполнение работ или оказание услуг требуют определенной целостности, объема. А подобное размывание осуществляется исключительно с целью уйти на упрощенный режим налогообложения, где легче расчет, меньше ставки.
Зачастую необоснованно заявляются льготы и особенно льготные ставки налогообложения. Потому что ставки контролировать сложнее. Например, их устанавливает правительство республики для инвестпроектов, и здесь бывают попытки нарушений.
Характерным нарушением стала подмена гражданско-правовых отношений. Например, при оформлении нормального договора купли-продажи заключается договор о комиссии, и упор делается на то, что получен комиссионный процент, а не выручка.
Все эти схемы постоянно трансформируются. Налоговому инспектору приходится постоянно следить за этим, быть в курсе всех изменений в законодательстве, отслеживать тенденции в экономике и финансовой деятельности.
Негативные последствия применения таких уверток понятны. Прежде всего это получение необоснованного конкурентного преимущества по сравнению с теми, кто работает легально и добросовестно.
Но здесь есть и другая не менее серьезная проблема. Такие неправовые методы всегда связаны с выводом средств из оборота, обналичиванием, выплатой зарплаты «по-черному», в конвертах. Очевидно, что в этом случае увеличивается неформальная занятость населения, люди становятся социально незащищенными, за них не платятся страховые взносы, налог на доходы физлиц. В конце концов граждане остаются без пенсий.
— Есть ли какие-то данные, характеризующие величину «серого» сектора региональной экономики?
— Если посмотреть по Башкирии на цифры неформальной занятости, то они по-своему впечатляющие. Их, кстати, достаточно просто вычислить. Известна численность населения трудоспособного возраста. И видно, за кого из них не платятся страховые взносы. На последнем совещании в Нижнем Новгороде Министерством экономического развития РФ приводился такой показатель: по нашей республике не платятся страховые взносы за 431 тысячу человек. Это очень много, даже с учетом того, что в малом и среднем бизнесе у нас занято 413 тысяч человек. Видите, какая огромная прослойка людей не может претендовать даже на пенсии, получает другие негативные последствия? И одновременно это говорит о том, насколько велик резерв для выстраивания нормальной экономики в регионе. Здесь широкое поле деятельности, в том числе и для нашей службы, и, боюсь, не на один год вперед.
Автор: Владимир Леонтьев