ENG

Электронный документооборот между хозяйствующими субъектами

Общая информация

Электронный документооборот представляет собой систему процессов по обработке документов в электронном виде, так называемый «безбумажный документооборот». Участниками электронного документооборота являются хозяйствующие субъекты (продавцы, покупатели), а также операторы электронного документа.

Преимущества перехода на электронный документооборот:

  • снижение трудозатрат работников организаций на работу с документами;

  • сокращение числа ошибок и, соответственно, трудозатрат на их исправление за счет автоматизированной сверки информации, исключение ее дублирования и потерь;

  • повышение эффективности за счет интеграции документооборота и систем автоматизации деятельности (исключение ручного ввода данных на всей цепочке добавленной стоимости, автоматическое слияние контроля статусов документов и событий в экономике);

  • повышение оперативности получения информации, сокращение времени, затрачиваемого на согласование и принятие решений, а также на доведение решения до исполнителей;

  • повышение общего уровня безопасности за счет обеспечения контроля за доступом к документообороту, разграничения прав на операции за счет реализации различных уровней доступа и шифрования информации;

  • повышение прозрачности бизнес-процессов и исполнительской дисциплины, появление информации, способствующей оптимизации управленческих процессов в компании;

  • повышение ИТ-грамотности персонала и общий рост производительности труда;

  • иные эффекты от внедрения и развития ЭДО, в том числе снижение затрат на хранение архивной документации, затрат на канцелярские расходы, сокращение экологических последствий, возникновение положительных сетевых эффектов, которые в том числе будет приводить к появлению на рынке устойчивой практики использования ЭДО, оказывающей влияние на принятие решений фирм о внедрении ЭДО.

Электронный документооборот может осуществляться посредством операторов электронного документооборота.

Информация для организации электронного документооборота

Информация об операторах электронного документооборота, оказывающих услуги по обмену документами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в рамках исполнения организациями и (или) индивидуальными предпринимателями обязанности по получению счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, приведена в столбцах 2-10 Реестра операторов электронного документооборота Федерального уровня.

Направления развития электронного документооборота

ФНС России разработаны Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (далее - Концепция), а также план мероприятий по её реализации. Концепция предназначена для реализации комплексного подхода к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в целях его развития с учетом соблюдения баланса интересов участников рынка и органов государственной власти. Основной целью является определение путей и способов цифровизации документооборота в Российской Федерации.

Основные пути развития:

  • Разработка востребованных форматов электронных документов;

  • Создание условий комфортного использования различных видов электронной подписи;

  • Создание единых технологических правил обмена документами;

  • Создание единых правил хранения электронных документов и последующего представления с подтверждением юридической значимости;

  • Стандартизация электронного документооборота между хозяйствующими субъектами;

  • Создание условий для взаимодействия с контролирующими органами и органами исполнительной власти;

  • Организация и развитие международного обмена документами.