Решения по жалобам

Дата публикации: 06.02.2020

Дата решения: 23.01.2020

Номер решения: КЧ-3-9/470@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 220

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Ошибка налогового органа в предоставлении налогоплательщику имущественного вычета не может служить основанием для невозврата им в бюджетную систему неосновательного обогащения 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Имущественный налоговый вычет за 2015 - 2016 годы предоставлен Инспекцией неправомерно, в связи с чем полученные Заявителем денежные средства являются неосновательным обогащением за счет средств бюджета и подлежат возврату. 

Позиция налогоплательщика: несогласие Заявителя с действиями должностных лиц налогового органа, допустившими, по его мнению, ошибку при принятии решения о возврате НДФЛ на основании заявления. 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ «О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» - далее Закон № 212-ФЗ) установлено, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не превышающем 2 000 000 рублей.

В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 212-ФЗ положения статьи 220 Кодекса (в редакции Закона № 212-ФЗ) применяются к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим после дня вступления в силу Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, положения Закона № 212-ФЗ применимы к налогоплательщикам, которые впервые обращаются в налоговые органы за предоставлением имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, и в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных налогоплательщиком после 01.01.2014.

В случае если налогоплательщик воспользовался имущественным налоговым вычетом на НДФЛ по объекту недвижимого имущества, приобретенному до 01.01.2014, оснований для получения указанного вычета в отношении расходов в связи с приобретением еще одного жилого объекта не имеется.

Согласно пункту 11 статьи 220 Кодекса повторное предоставление налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 1102 Гражданского кодекса установлено, что правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из материалов жалобы следует, что Заявителем в Инспекцию 05.10.2017 представлены налоговые декларации по НДФЛ за 2015 и 2016 годы, в которых заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры; сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета, составила 125 059 рублей и 112 063 рубля, соответственно. Также Заявителем в Инспекцию представлено заявление о возврате НДФЛ за 2015-2016 годы в общей сумме 17 422,22 рубля.

По результатам камеральных налоговых проверок указанных налоговых деклараций Инспекцией подтверждено право Заявителя на получение имущественного налогового вычета. Указанные суммы перечислены на счет Заявителя 15.02.2018.

По результатам контроля правомерности предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов налоговыми органами края выявлены ошибки, допущенные Инспекцией при проведении камеральных налоговых проверок, в том числе вышеуказанных налоговых деклараций Заявителя по НДФЛ. Инспекцией установлено, что Заявителем 22.02.2002 представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2001 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в связи с приобретением квартиры, сумма НДФЛ, подлежащая возврату из бюджета, составила 3 588 рублей. По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации Инспекцией подтверждено право Заявителя на получение заявленного имущественного налогового вычета, денежные средства в указанном размере возращены Заявителю 21.05.2002.

Поскольку Заявитель воспользовался своим правом на получение имущественного налогового вычета в 2002 году в сумме фактически произведенных расходов на приобретение квартиры, то в соответствии с положениями статьи 220 Кодекса Инспекцией Заявителю неправомерно предоставлен имущественный налоговый вычет и возвращен НДФЛ за 2015-2016 годы.

Письмом от 08.08.2019 Заявителю предложено отказаться от неправомерно заявленного имущественного налогового вычета, представив уточненные налоговые декларации по НДФЛ за 2015-2016 годы, а также произвести возврат денежной суммы. Однако уточненные налоговые декларации по НДФЛ за 2015-2016 годы Заявителем не представлены, возврат денежных средств не произведен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Инспекцией в районный суд искового заявления о взыскании с Заявителя неправомерно возмещенного НДФЛ за 2015-2016 годы.

Решением районного суда от 07.10.2019 исковые требования Инспекции удовлетворены.

Учитывая изложенное, действия по направлению Инспекцией в районный суд искового заявления о взыскании с Заявителя неправомерно возмещенного НДФЛ за 2015-2016 годы являются обоснованными.

При этом из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.03.2017 № 9-П, следует, что при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета не исключается возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.

На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Кодекса, оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.