ENG

Обязательное пенсионное страхование за самого себя

Дата публикации: 16.01.2019 11:11 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Неправильное толкование положений Налогового кодекса Российской Федерации и игнорирование судебной практики по вопросам налогообложения приводит к незаконному применению действующего законодательства, как на практике, так и в жизни.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обязаны знать, что Налоговым кодексом установлен дифференцированный подход к определению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за самого себя, исходя из их дохода за расчетный период.

Налоговым кодексом вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц.

В письме Министерства финансов России № 03-15-07/8369 от 12 февраля 2018 года указано, что, когда величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховой взнос установлен в следующем фиксированном размере: за 2018 - 26 545 руб., за 2019 - 29 354 руб., за 2020 - 32 448 рублей.

В случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, помимо фиксированного размера страхового взноса установлен плюс 1 процент от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Юристы нередко прибегают к произвольному толкованию постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 27-П от 30.11.2016, забывая, что Конституционный Суд, не только отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, но и выразил свою позицию к вопросам исчисления страховых взносов по общему режиму налогообложения, который существенно отличается от упрощенной системы налогообложения.

Вывод Конституционного Суда Российской Федерации состоит в том, что порядок исчисления дохода, учитываемого для определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделен по двум системам налогообложения, подлежащим уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (подпункт 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса России) и отдельно индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, которая относится к специальному налоговому режиму (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса России). Согласно указанного постановления не допускается произвольное применение расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по разным режимам налогообложения.

На территории страны сформирована соответствующая судебная практика, согласно которой арбитражные суды выносят решения исключительно в пользу налогового ведомства. В 2018 году решения судов по данным вопросам вступили в законную силу: Арбитражный суд Псковской области – дело № А52-3885/2018, № А52-4393/2018, Арбитражный суд Новгородской области – дело № А44-7547/2018, Арбитражный суд Московской области – дело № А41-64507/2018, Арбитражный суд Тамбовской области – дело № А64-7586/2018, Арбитражный суд Республики Тыва – дело № А69-2809/2018, Арбитражный суд Саратовской области – дело № А57-16994/2018 и другие.

Индивидуальным предпринимателям также необходимо ознакомится с судебной практикой, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу АКПИ18-273, определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018.

Очень важно единообразное применение закона на всей территории Российского государства, поэтому все пояснения в части налогов и сборов должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, сборы, страховые взносы, когда и в каком порядке надлежит платить государству.