ENG

Обзор изменений по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество организаций (№63-ФЗ от 15.04.2019)

Дата публикации: 25.04.2019 09:21

Вступил в силу федеральный закон от 15.04.2019 №63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон) который внес изменения по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество организаций.

1. Начиная с налогового периода 2020 г. отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам, а также отменена обязанность по представлению налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Данная мера направлена на повышение эффективности контроля за полнотой уплаты налога, а также призвана снизить административную нагрузку в виде избыточной отчетности для участников налоговых отношений.

Законом регламентирован для этого случая следующий механизм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Налоговые органы в случаях, указанных в п. 4 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) (в редакции Закона), направляют налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств и земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (далее – Сообщение) в следующие сроки:

- в течение десяти дней после составления Сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды;

- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Сообщение составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения, полученные в соответствии со ст. 85 Кодекса.

Форма Сообщения утверждается ФНС России и должна включать сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.

Сообщения передаются налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств и земельных участков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами Сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку. В случае направления Сообщения по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения (в том числе в случае несоответствия уплаченной суммы налога сумме налога, указанной в Сообщении, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие правовых оснований для освобождения от уплаты налога.

Представленные пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика.

О результатах рассмотрения пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика, а в случае, если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в Сообщении, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное Сообщение в течение десяти дней после его составления.

Если по результатам рассмотрения пояснений и (или) документов либо при их отсутствии сумма исчисленного налога в Сообщении превысит сумму уплаченного налога налоговый орган выявляет недоимку и приступает к её взысканию в общеустановленном порядке (ст. 70 Кодекса).

2. С 1 января 2020 г. Законом для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному и земельному налогам. При этом форма заявления о предоставлении налоговой льготы налогоплательщиками-организациями, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме утверждаются приказом ФНС России.

3. С налогового периода 2020 г. Законом вводятся положения о возможности представления единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций.

Так, согласно п. 1.1 ст. 386 Кодекса (в редакции Закона) налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется рассматриваемый порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается ФНС России.

Такой способ представления «единой» налоговой отчетности не применяется в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Законом введены переходные положения, согласно которым до утверждения формы уведомления о порядке представления налоговой декларации, указанной в п. 1.1 ст. 386 Кодекса, налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган по субъекту Российской Федерации о порядке представления налоговой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 Кодекса в произвольной форме с указанием налогового периода, за который будет применяться соответствующий порядок представления налоговой декларации.

4. Со дня официального опубликования Закона в целях унификации регулирования по вопросу применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости (учитывая ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») Законом в п. 2 ст. 375 Кодекса внесены изменения, согласно которым налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Аналогичные изменения внесены в главы 31, 32 Кодекса (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 403).