Решения по жалобам

Дата публикации: 20.12.2019

Дата решения: 18.12.2019

Номер решения: СА-3-9/10765@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 220

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Отказ в предоставлении имущественного налогового вычета по НДФЛ по расходам на покупку 1/2 доли жилого дома и земельного участкалица 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявителем не подтверждено право на имущественный налоговый вычет в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт уплаты третьим лицом денежных средств за Заявителя, поскольку выданная им третьему лицу доверенность на оплату расходов на приобретение недвижимости не является нотариально удостоверенной.

Позиция налогоплательщика: Заявитель на основании писем УФНС России по г. Москве от 28.11.2006 № 28-10/104735 и ФНС России от 17.05.2012 № ЕД-4-3/8135 полагает, что отказ Инспекции ему в праве на имущественный налоговый вычет при наличии доверенности, оформленной на представителя (поверенного) в простой письменной форме на оплату расходов на приобретение недвижимости, не соответствует нормам действующего налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Порядок предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ определен статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации жилых домов или доли (долей) в них и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 220 Кодекса определено, что имущественный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не превышающем
2 000 000 рублей.

Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 220 Кодекса имущественный налоговый вычет по НДФЛ предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

В соответствии с пунктом 1 статьи 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Пунктом 1 статьи 975 Гражданского кодекса определено, что доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения.

Из статьи 185 Гражданского кодекса следует, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 185.1 Гражданского кодекса доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса установлено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе; в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса предусмотрено, что сделки должны совершаться в простой письменной форме.

ФНС России отмечает, что положениями Гражданского кодекса не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение договора поручения.

Как следует из материалов, представленных Управлением, согласно договору поручения Заявитель (доверитель) поручает от своего имени совершить перевод собственных денежных средств в счет стоимости приобретаемой недвижимости, а поверенный берет на себя обязательство совершить платеж на полную сумму расходов на приобретение недвижимости по предварительному договору купли – продажи и оформить платежный документ на свое имя.

Заявителем выдана представителю в простой письменной форме доверенность для перевода денежных средств в счет стоимости приобретаемой недвижимости по предварительному договору купли – продажи от 27.09.2017.

Платежным поручением представитель перечислил денежные средства на расчетный счет продавца.

При этом в материалах камеральной налоговой проверки отсутствуют доказательства, что поверенный использовал спорный платежный документ при получении права на имущественный налоговый вычет по НДФЛ.

ФНС России, учитывая вышеприведенные нормы законодательства и исходя из фактических обстоятельств, сообщает, что совершение действий поверенным по поручению доверителя по оплате расходов при приобретении недвижимости не требует нотариального удостоверения выданной такому поверенному доверенности.

Ссылка налоговых органов на положения статей 26, 29 Кодекса, в соответствии с которыми налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, чьи полномочия подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемой ситуации отсутствуют взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами.

Таким образом, Федеральная налоговая служба приходит к выводу о необоснованном отказе Инспекции в праве Заявителя на имущественный налоговый вычет.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.