ENG

Ориентированный подход оправдан

05 Республика Дагестан

Дата публикации: 02.03.2018

Издание: Сетевое издание "Дагестанская правда"
Тема: Публичные обсуждения правоприменительной практики
Источник:  http://dagpravda.ru/ekonomika/orientirovannyj-podhod-opravdan/

В рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в УФНС России по РД прошли общественные слушания. В стенах налоговой службы для рассмотрения вопросов правоприменительной практики налоговых органов, разъяснений типовых нарушений обязательных требований законодательства собрались представители общественности и предпринимательского сообщества.

В частности, об основных этапах реформы контрольно-надзорной деятельности в республике рассказал заместитель начальника организационно-проектного управления Администрации Главы и Правительства РД Мусалан Тахманов. Он пояснил, что проводимая в стране реформа, коснувшаяся в настоящем всех структур государственного надзора и контроля, прежде всего направлена на обеспечение высокого качества предоставляемых услуг населению.

Одна из главных целей проводимых преобразований – достижение условий для прозрачного и комфортного ведения бизнеса. Мусалан Тахманов сказал, что республика в этом добилась определенных успехов, и отметил, что Дагестан среди регионов по показателям исполнения пунктов реформы контрольной и надзорной деятельности занимает вполне удовлетворительные позиции.

– Последние несколько лет в налоговой службе идет полномасштабная реформа, – сказал в своем докладе заместитель руководителя УФНС России по РД Нурулла Хизриев. В ФНС России, с его слов, наработаны передовые технологии: административные, информационные и технологические. Риск-ориентированный метод проверок, применяющийся в работе надзорных ведомств с этого года, в налоговой службе реализуется уже в течение нескольких лет.

Так, по мнению Нуруллы Хизриева, автоматизация процессов администрирования позволила контрольному блоку службы, сконцентрировавшись на зонах максимального риска, снизить давление на добросовестных налогоплательщиков. В результате при меньших усилиях, материальных затратах поступления налогов возросли. Так, сборы налогов на добавленную стоимость по РД за 2017 год составили 4850,9 млн руб., что на 339,8 млн руб. больше, чем за 2016 год. Выполнение плана составило 116,9%. В бюджет поступило на 700569 тыс. руб. больше установленных бюджетных назначений. При фактическом увеличении количества камеральных проверок, по которым выявлены нарушения (рост на 3145 проверок), сумма доначислений в 2017 г. на 1 результативную камеральную проверку снизилась на 6,4 тыс. руб.

По словам Нуруллы Хизриева, это следствие эффективного администрирования налогов в территориальных налоговых органах по РД, налоговых деклараций и увеличения суммы уточненных налоговых обязательств до завершения сроков камеральной проверки самими налогоплательщиками. В результате этой работы дополнительно поступило в бюджет в связи с предоставлением уточненных налоговых деклараций 374,9 млн руб. (с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 64,6%).

Важнейшим этапом контрольной деятельности налоговых органов является процесс планирования выездных налоговых проверок. При отборе налогоплательщиков для их проведения, со слов Нуруллы Хизриева, применяется риск-ориентированный подход. В этой связи в системе налоговых органов разработана и применяется на практике концепция планирования выездных налоговых проверок. Выбор объекта проверки основывается на отборе налогоплательщиков по 12 общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе уровень налоговой нагрузки, налоговых вычетов, заработной платы, рентабельности и другие.

Эти критерии являются открытыми, общедоступными, компактными и повышают прозрачность, объективность и антикоррупционность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами. Такой подход к планированию выездных проверок, как видно, способствует росту эффективности контрольных мероприятий за счет реализации обоснованного отбора потенциальных нарушителей законодательства.

По мнению Нуруллы Хизриева, сделан рывок и в сфере информатизации и автоматизации процессов налогового администрирования: «У нас расширен спектр предоставляемых услуг в электронном виде, – сказал он. – В распоряжении Федеральной налоговой службы более 45 электронных сервисов, предназначенных для всех категорий налогоплательщиков, которые охватывают практически все вопросы взаимодействия с налоговыми органами: это и сервисы по регистрации, консультации, онлайн-оплата задолженностей, текущих платежей и т.д.».

В докладе была затронута также тема инноваций. К примеру, в деятельности налоговой службы задействовано упрощение процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается вопросов регистрации, подачи декларации, уплаты налогов и многого другого. Одновременно служба проводит разъяснительную работу среди населения, как пользоваться услугой, выпускает информационно-просветительские материалы в средствах массовой информации, в брошюрах.

Общественные слушания о правоприменительной практике налоговых органов, поднятые на встрече темы интересовали предпринимателей. Было много вопросов от участников слушаний. Специалисты налоговой службы дали по ним исчерпывающие разъяснения, говорили о типовых нарушениях и обязательных требованиях законодательства. Дискуссия об имеющихся затруднениях и проблемах налогоплательщиков имела конструктивное продолжение. После завершения слушаний предприниматели получили консультации налоговиков. Это лишнее свидетельство, что налоговики Дагестана намерены строить конструктивные взаимоотношения с бизнес-сообществом на основе помощи добросовестным налогоплательщикам.