Решения по жалобам

Дата публикации: 20.12.2018

Дата решения: 13.12.2018

Номер решения: СА-3-9/9449@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 78 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность непринятия налоговым органом к исполнению заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога, направленного через сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, направленное через сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», подлежит рассмотрению, если оно заверено квалифицированной электронной подписью.

 

Позиция налогоплательщика: По мнению Заявителя, пунктами 4, 6, 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, что заявление о возврате налога, предоставленное через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», должно быть заверено квалифицированной электронной подписью, так как данное требование установлено только для заявлений, представленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Кодекса личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ установлено, что если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия, могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Согласно пункту 1 Регламента эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» налоговыми органами и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (далее - Регламент), утвержденного приказом ФНС России от 26.05.2015 № ММВ-7-6/216@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» (далее - Приказ
№ ММВ-7-6/216@), взаимодействие налогоплательщика с сервисом Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя (далее –
ЛК ИП) осуществляется путем получения информации от налогового органа через интернет браузер и создания документов, направляемых в налоговые органы для выполнения функций налогового администрирования. Информация для отображения в браузере и для отсылки документов осуществляется посредством вызова Web-сервисов.

Пунктом 1 Регламента предусмотрено, что перечень услуг, предоставляемых пользователю ЛК ИП, зависит от способа его авторизации. При авторизации с помощью квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее - КСКПЭП), выданного удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи России, и соответствующего требованиям Федерального закона № 63-ФЗ, предоставляется полный функционал, включающий просмотр сведений и формирование любых документов для отправки в налоговый орган, предусмотренных в ЛК ИП. При авторизации с использованием логина и пароля предоставляется ограниченный функционал, включающий просмотр сведений и формирование ограниченного перечня документов для отправки в налоговый орган.

Согласно приложению № 2 к Регламенту «Список функций, предоставляемых пользователям ЛК ИП» осуществление зачетов и возвратов излишне уплаченных (излишне взысканных) в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота предоставляется только действующим индивидуальным предпринимателям с использованием КСКПЭП.

Согласно положениям пункта 7 Регламента для направления обращения в налоговый орган с целью получения разъяснений в случае отображения в подсистеме ЛК ИП недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании индивидуального предпринимателя, о постановке на учет, о расчетах с бюджетом, налогоплательщик переходит по ссылке «Обратная связь».

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Заявителем в электронном виде через ЛК ИП в Инспекцию направлено интернет-обращение от 28.07.2018 с приложением сканированной копии заявления от 28.07.2018 о возврате излишне уплаченной суммы единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД). По результатам рассмотрения данного обращения Заявителю направлен ответ Инспекции от 15.08.2018, в котором сообщено о необходимости заверения квалифицированной электронной подписью заявления о возврате и направления заявления через сервис ЛК ИП «Заявление о зачете/возврате».

Не согласившись с ответом Инспекции от 15.08.2018, Заявителем через ЛК ИП в Управление направлено интернет-обращение от 19.08.2018 с жалобой от 19.08.2018, в которых приведены доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу.

По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением принято решение от 27.09.2018, в котором со ссылкой на положения статьи 78 Кодекса и Приказ № ММВ-7-6/216@ сообщено, что заявление о возврате налога через ЛК ИП не было принято Инспекцией к исполнению обоснованно по причине отсутствия электронной подписи.

По информации Управления Заявитель подключен к ЛК ИП по регистрационной карте (с помощью логина и пароля), а не с помощью КСКПЭП, при использовании которого в ЛК ИП налогоплательщику предоставляется полный функционал. Заявителем при передаче через ЛК ИП заявления от 28.07.2018 о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД КСКПЭП не использована. Вместе с тем только с помощью формализованного электронного документооборота, размещенного в разделе «Расчеты с бюджетом» ЛК ИП, где формируется соответствующее заявление, подписываемое КСКПЭП, возможен возврат излишне уплаченной суммы налога с использованием ЛК ИП. Обращения налогоплательщиков, направленные из раздела «Обратная связь», рассматриваются соответствующими налоговыми органами только в части уточнения сведений по содержащимся в ЛК ИП данным. Следовательно, отказ Заявителю в приеме заявления от 28.07.2018 является обоснованным.

На основании изложенного, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.


Перейти к полному тексту решения по жалобе

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России