ENG

"Этапы становления налоговой системы Калмыкии"

Дата публикации: 26.07.2004 23:59 (архив)

статья главного государственного налогового инспектора МРИ ФНС России №7 по РК Болдыревой Е.С.

В любом государстве налоговая система – один из  важнейших  элементов финансовой системы, способ привлечения средств для реализации деятельности государства. Налоговые системы любого государства или региона, несмотря на то, что  они, как правило, построены на общепринятых классических принципах налогообложения, имеют некоторые свои особенности, изучение которых необходимо для обеспечения прогрессивного развития  и совершенствования налоговой системы государства в целом.

В связи с тем, что с налогами соприкасаются как все организации, так и все граждане страны, все эти годы  не снижается интерес к налоговым проблемам и  вопрос  о налогах и налогообложении продолжает оставаться  актуальным.

Общественное отношение к налогам как к важному элементу благосостояния общества является признаком  его цивилизованности. От того, как к налогам относятся граждане,  в значительной степени зависит их собираемость, соответственно, и в первую очередь возможность решения важнейших социально-экономических проблем государства.  Следовательно, совершенно очевидна необходимость глубокого изучения налогообложения не только потому, что современная экономическая ситуация требует  компетентных и высококвалифицированных специалистов, но и потому что необходимо формирование  гражданской позиции налогоплательщика в отношении столь важных для нашей страны вопросов о налогообложении.

История  налоговой системы  представляет интерес так как без знания истории развития и становления налоговой системы невозможно сделать выводы о состоянии налогов и  налоговой системы  в данный момент экономической жизни, что также делает актуальным изучение истории налогов регионов, которые являются составной   налоговой системы России, в связи с чем предлагаем вам короткий экскурс в историю налоговой системы Калмыкии.

Исторический экскурс

Изучение становления налоговой системы Республики Калмыкии, необходимо  начинать с истории появления предков калмыков на территории их нынешнего пребывания, так как  именно с этого момента  начинается  в целом история калмыков в составе России. Изучение до российской истории калмыков,   а в особенности их податной системы, в составе родственных монгольских государственных образований представляет собой, весьма интересный опыт, который в виду его глубины и обширности  может стать предметом  и темой отдельного труда. Думается изучение этого вопроса, представляет интерес для науки с точки зрения выявления принципов построения этой системы. Сравнения их с классическими принципами налогообложения и выявления того, что поддерживало столь долговечное существование этой податной системы. Была эта система столь «варварской», и может ли система, построенная на жестокости и несправедливости существовать веками?   

Из материалов  фондов Национального архива  Республики Калмыкия началом истории появления калмыков на нынешней территории Калмыкии явилось то, что в начале 13 века в Центральной Азии, на территории современной Монголии  образовалось раннефеодальное государство кочевников во главе с Чингис-ханом , состоявшее из группы  родственных племен, в составе которой Ойраты (предки  калмыков) были одним из наиболее многочисленным племенем. По приказу Чингис –хана ойраты, составляющие левое крыло государства («Джунгар», отсюда название калмыцкого эпоса «Джангар»; для  сравнения : в калмыцком языке «зюн» - «левая» «гар»- «рука»), перекочевали на юг и заняли территорию, которая называлась Джунгарской степью. В результате совершения за период с 1235 по 1240 годы ряда походов на запад, восток и юг евро-азиатского континента  под властью монгольских ханов оказалась огромная территория от Днестра до Иртыша и здесь было образовано государство «Золотая орда», так как  основу войска составляли ойраты, они в «Золотой орде играли главенствующую роль, ими контролировались торговые караванные пути, шедшие с востока на запад и обратно. Ойраты всегда относились с большой симпатией к русским князьям, именно в период правления Золотой ордой Менке-Темура (внук Батыя), имевшего ойратское происхождение, русские князья получили очень много льгот, в особенности – церковь на территории «Золотой орды». Менке-Темур выпустил свою монету и вел независимую от остальной  Монгольской империи политику, за что он вошел в историю русских летописей, как «вольный царь». Его потомки являлись ханами «Золотой орды» до 1361 года.

В результате раскола в Монгольской империи в 1271 году ойраты также раскололись на три части, одна часть ойратов в начале 14-го века ушла в Среднюю Азию, где правили потомки ойратки Эргени по линии  сына Чингис –хана  Чагатая, другая часть перекочевала  на север, к предгорьям Алтая, третья часть осталась в «Золотой орде» , в которой правили наследники Менке-Тимура. Вот эту третью часть ойратов мусульмане называли «халимаками» (калмыками), что в переводе на русский означает «оставшиеся». После падения «Золотой орды» калмыки вернулись в Джунгарские степи, мечом и огнем собрали и подчинили себе распавшееся племя ойрат. На рубеже 14-15 веков ойратское государственное образование было достаточно сильным, подчинившим себе остальные монгольские племена под властью ойрата Эсена, но вскоре началась долгая борьба за ханский престол, которая способствовала  раздробленности, которая длилась вплоть до конца 16 века.

В начале 17 века  на Руси сложилась не благоприятнейшая ситуация, связанная с борьбой за престол Лжедмитрия, которого поддерживал русский народ и Борисом Годуновым.  Царь Борис Годунов, искавший выхода из сложившейся ситуации, с большим интересом отнесся к тому, что из Западной Сибири, относящейся тогда к владениям ойратских нойонов, поступила весть, что Калмыки, всегда относившиеся с симпатией к Руси, хотят объединиться  с Русью и готовы поддержать царя. Но Борис Годунов не успел заключить желанный  договор,  которым  хотел припугнуть наводившего смуту «Лжедмитрия» тенью великого Чингис - хана. В 1605 году Борис Годунов был смещен с престола.

В 1608 году был подписан договор  между Шуйским с прибывшими в Москву ойрат - калмыцкими послами. С этого времени, вплоть до войны 1812 года и позже калмыки доблестно служили интересам России, оказывая весьма существенную поддержку во всех ее военных походах, что было весьма ценно,  так как в то время калмыки как никто в мире владели военным искусством. Взамен военной поддержке калмыцкому ханству, было позволено свободно кочевать по югу  России  вдоль рек  Терека,  Дона, Волги и Каспия, что было жизненно необходимо калмыкам, и эти территории признавались калмыцкими.

Но в первой половине 18 века  усилилась колонизация Нижнего Поволжья, и в этот край устремились вольные поселенцы из крестьян, бежавших от крепостнического гнета. Рост количества оседлых поселений отрицательно сказывалось на калмыцком скотоводстве.   Все это осложнилось еще негативными прецедентами, возникшими с русским правительством. В 1764 году царское правительство стало поднимать вопрос о переходе калмыков к оседлости. Убуши - хан обратился к астраханскому губернатору о том, что с самого прихода калмыцкого народа в Россию места по южным рекам никогда не были заселяемы и  там всегда беспрепятственно кочевали калмыки. Если русские поселения будут разрастаться, то калмыцкое скотоводство неизбежно погибнет из-за недостатка кормов. Ни обращение к губернатору, ни даже обращение к Екатерине второй не принесло желаемого понимания. В 1770 году произошла ссора между  Убуши - ханом и русским генералом Медемом, с которым они совместно собирались выступать против турок. Это стало последней каплей терпения оскорбленного Убуши - хана, который принял решение вновь повести свой народ в Джунгарию. После ухода в 1771 году большей части калмыков в Джунгарию на территории осталось 13 тысяч кибиток. На территорию России после подписания в 1608 году договора прибыло 50  тысяч  кибиток.

Налоговая политика Российского государства 
в отношении калмыцкого народа в период с 1771 года по 1917 год

После откочевки большей части калмыков из России, Екатерина Вторая  издала указ о ликвидации калмыцкого ханства и передачи управления калмыками перешло в ведение астраханского губернатора.

С этого исторического момента начинается история существования податной системы Калмыкии в составе российской финансовой системы.  Первоначально  налоговая политика  государства в отношении калмыков не имела четких целей и как отдельная политика не существовала. Но со временем, в частности  Положением об управлении калмыцким народом, изданном в 1847 году  были определены   ее направления и элементы налогов: первое направление- это введение единых для всех калмыков налогов. Вышеназванным положением были введены налоги, взимаемые с калмыцкого народа и запрещалось введение других поборов, но это требование не выполнялось так, как сбором налогов занимались никем не контролируемые сборщики, которые продолжали  взимать не предусмотренные натуральные повинности с населения. Была установлена денежная повинность  в размере 8 рублей 15 копеек  в год с каждой кибитки (семейства), из которых часть средств – из расчета 57 копеек с каждых 8 рублей 15 копеек поступает в пользу аймачного зайсанга (в распоряжение бюджета среднего уровня), часть средств в размере 44 копеек  назначается на содержание управления с обращением остатков в общественный капитал Калмыков ( высший уровень бюджета), оставшиеся 7 рублей 14 копеек составляют доход владельцев (хозяев) и назывались «албан» (низший уровень бюджета –«местный бюджет). Сбор денег на содержание управления и создание общественного фонда производится  избранными народом на общем собрании «Демчиями»  (от слова «Дем»- целевая помощь. У калмыков во все времена существовало и до настоящего времени существует понятие «ДЕМ» - это финансовая  помощь, оказываемая родственниками, земляками и соседями, как правило,  молодым людям для проведения свадьбы и приобретения приданного; оказывают помощь студентам; на лечение – независимо от возраста; либо людям попавшим в стихийное бедствие). Также были установлены сроки и порядок сбора повинностей. Сбор денег производился дважды в год,  о чем производилась запись в книги учета и выдавались плательщикам квитанции об уплате налогов. Для сборщиков налогов (демчиев) были установлены сроки для перечисления денег в бюджет – в апреле за первую половину года и в сентябре за вторую половину года. Таким образом,   налоги изымались методом аванса- до окончания полугодия.

Собранные демчиями  средства представляются в улусные управления, которые выдают квитанции о получении денег, производят записи в книгах учета, отсылают средства в Палату государственного имущества.

Сборы  в пользу владельцев и родовых зайсангов производились ими самими, с выдачей плательщикам квитанций в получении. В некоторых случаях доход собирался через демчиев и по представлении сбора в Палату, отчисляются с разрешения Министерства Государственного имущества на содержание владельцев или его наследников и другие расходы.

Второе направление в налоговой политике- попытки осуществить установление налогов пропорционально размерам хозяйств, так как калмыцкие хозяйства были  не однородны и уравнительный сбор не обеспечивал поступлений налогов.  В соответствии со статьей 62 вышеуказанного Положения  для уравнения натуральных повинностей  при осуществлении сбора повинностей затраты на содержание подвод, кибиток и других материальных затрат по сбору  распределялись между аймаками соразмерно количеству лошадей и верблюдов.  Эти  и все другие налоговые вопросы решались на общих сходах.

Классификация повинностей Положением была определена как денежная и натуральная. К денежной повинности относились сборы в виде повинности с кибитки, а  к натуральной повинности относились материальные издержки по сбору.   

В материалах Кума-маныческой экспедиции, прошедшей  в 1868 году, результаты которой отражены в сборнике «Калмыцкая степь Астраханской губернии», изданном в Санкт-Петербурге 1868 году,  приведены следующие  данные:

Численность  1863 году калмыков составляла всего 119866 душ; количество  скота калмыков в 1863 году: всего 1090588 голов, в том числе:16900 верблюдов, 114690 лошадей, 143345 КРС, 802941 овец, 12712 коз.  (в среднем приходилось на каждого человека по 9 голов скота)

Действовавшую в  тот период налоговую систему невозможно признать эффективной, так как,  она сопровождалась стабильной тенденцией роста недоимки. 

К 1 января 1884 года за астраханскими калмыками числилась недоимка в 520 тысяч рублей. Причинами этих негативных явлений было не только непропорциональное распределение, а еще имевшее место снижение уровня жизни калмыцкого населения, вызванное изменением уклада жизни. Для определения значения недоимки приведем цены на скот, принятые в 1862 году, нашедшие отражение в вышеупомянутом сборнике: верблюд стоил 30рублей, лошадь 20 рублей, КРС 10 рублей, овца –2 рубля, коза – 1,5 рубля.

В 1892 году вышел  закон «Об отмене обязательных отношений между отдельными  сословиями калмыцкого народа», им отменялись  обязанности и права нойонов и зайсангов по управлению улусами и аймаками. Был расширен штат улусной администрации  и отменено право улусовладельцев на подвластных и взимание с них денежного сбора. В соответствии с этим законом предусматривалось в связи с вводом нового общественного устройства списание всей, числящаяся за калмыками задолженности по налогам, причитающаяся в общественный калмыцкий капитал. Та часть задолженности, которая причиталась родовым зайсангам  ( местный бюджет), называющаяся «албан» должна была быть  частично оплаченной кредитными билетами в размере, определяемому  в зависимости от  числа кибиток, числящихся за ними. Кроме этого,  особо нуждающимся мелким владельцам и родовым зайсангам предполагалось оказание единовременной помощи, размер которой должен был быть согласованным с Министерством  Государственного имущества, Финансов и Внутренних дел.   С 1892 года  все калмыцкое население облагалось налогом в пользу государства,  в размере 6 рублей с кибитки. Таким образом  объектом обложения являлась кибитка-семейство- в этом заключалась разница между общероссийской системой налогообложения и налоговой системой калмыков. Было установлено право аймачного схода самому  распределять сумму налога, уменьшая платежи с распределением суммы налога на другие кибитки, но так, чтобы надбавка не превышала 20 % от среднего оклада.  Процесс разорения калмыцкого народа усиливался и влекло за собой понижение платежеспособности, что способствовало  росту недоимок по налогам. Так на 1 января 1900 года недоимки астраханских калмыков по кибиточному сбору составила 267 тысяч рублей, а на 1 января 1901 года  -303 тысячи  рублей. В 1900 году  установлена система взимания налогов, по которой объектом налогообложения был принят скот, это было более справедливое налогообложение, так как плательщиком налога стали имущие семьи. В 1901 году в связи  с переходом на подати со скота, большая часть суммы недоимок была снята, в связи с безнадежностью  их взыскания. Но сумма недоимок  продолжала расти – на 1 января 1902 года она составила 28 тысяч рублей, а к 1 января 1914 года она составила 76 тысяч рублей. Новая система налогообложения была установлена в размере 40 копеек с одной головы крупного рогатого скота и лошади, 75 копеек  с верблюда, 5 копеек с овец, коз и свиней. Перепись скота  и исчисление суммы налога производились  в улусах раз в два года. Взимание налогов фиксировались в окладных книгах, составленных на два года. Война 1914-1918 года принесла тягчайшие последствия. Положение калмыков с каждым годом войны становилось все более тяжелым – начались реквизиции сырья, лошадей и скота для снабжения армии.

Подводя итоги главе,  следует отметить, что в дореволюционный период  законодательно определялись все элементы податной системы  калмыков, в соответствии с принципом законодательной основы  налогообложения. Законодательная основа податной системы была определена  Положением об управлении калмыцким народом 1847 года,  законом «Об отмене обязательных отношений между отдельными  сословиями калмыцкого народа» 1892 года, а также документом от 10 июня 1900 года,  называемым Высочайшим  утвержденным мнением Государственного Совета о замене у калмыков Астраханской губернии кибиточной подати сбором с принадлежащего им скота.

В соответствии с Положением 1847 года,  податная система представляла собой трехуровневую систему - непосредственные владельцы на местах, аймаки и  общий калмыцкий фонд.

В 1892 году вышел  закон «Об отмене обязательных отношений между отдельными  сословиями калмыцкого народа», в соответствии с которым произошла некоторая реорганизация общественного устройства калмыков- им отменялись  обязанности и права нойонов и зайсангов по управлению улусами и аймаками. Обязанности по управлению улусов возлагаются на Улусных Попечителей. Калмыцкий общественный капитал до преобразования калмыцкого общественного управления остается в ведении  и распоряжении министерства государственных имуществ по всей вероятности  и в части среднего и нижнего уровней бюджетов в отличии от предыдущего устройства управления калмыцким обществом. Изменена ставка кибиточного сбора: с 1892 года она установлена в размере 6 рублей с кибитки в год,  в отличие от раннее установленной ставки в 8 рублей 15 копеек с кибитки в год. Распределение кибиточного сбора  по улусам и аймакам производится в Астраханской губернии- местным Управлением калмыцким народом с утверждения  Астраханского губернатора; в Ставропольской губернии  - Главным Приставом кочующих в этой губернии народов с утверждения ставропольского губернатора.

Право распределения суммы налога между налогоплательщиками предоставлено аймачному сходу. Кибиточный сбор собирается демчиями.

Налоговая политика, этапы развития  и становления финансовых отношений в Республике в годы Советской власти

В 20-х числах февраля 1918 года Советы возникли во всей калмыцкой степи  и взяли власть в свои руки. Установление Советской власти положило начало новым органам государственной власти и государственного управления.

Из документов Калмыцкого областного финансового отдела (ОБЛФО), хранящихся в фондах национального Архива Республики Калмыкия свидетельствует о том, в качестве центрального органа управления финансами и кредитом  по декрету II  Всероссийского съезда Советов создается Наркомат финансов  Республики, и на местах финансовые отделы исполкомов местных Советов. Финансовый отдел Калмыцкого уездного исполкома организованный 6 марта 1919 года работал под непосредственным руководством ЦИК, в тоже время подчинялся в ведомственном порядке Народному Комиссариату Финансов Российской  Советской Федеративной Социалистической Республики (НКФ РСФСР), являясь составной частью Астраханского ГубФО.   За 1918-1919 год нормативными  актами на территории Калмыкии было введено три налога:

1. Подоходно-имущественный налог, который в первые годы не был собран в связи со сложностями организации финансовой службы на территории.

2. Натуральный налог не собирался в виду отсутствия налоговой базы, так, как этот налог был введен с целью изъятия излишков продуктов сельского хозяйства, но поскольку в Калмыкии не занимались землепашеством, то излишков продуктов быть не может, а взимание излишков скотоводческих продуктов со скотоводов не производилось по военным обстоятельством.

3. Чрезвычайный налог, определенный для Калмыкии в размере 8000000 рублей был собран в размере 1311706 рублей.

С выделением Калмыкии из состава Астраханской губернии  с 01.01.1922 года появляется самостоятельный финансовый аппарат- ОблФО. В первые  годы деятельность отдела была ослаблена  гражданской войной в связи с чем полностью приостанавливается всякое взимание денежных налогов, теряют значение кредитная, налоговая, страховая деятельности финансовых органов. С окончанием гражданской войны функция финотдела  была восстановлена. Отдел стал важнейшим регулятором всей финансовой политики области. На отдел возлагались ряд финансовых задач в том числе: учета местных доходов, регулирования налогообложения,  финансового контроля и т.д.

С 15.02.24 года был образовано самостоятельное управление госдоходов, в числе 7 отделов управления значился налоговый. Для упорядочения и взимания и контроля налогов вся территория Калмыкии делится на 7 участков фининспектуры.

1925 году был введен налог с предприятий- Промналог. К уплате Подоходного налога привлекались владельцы кооперативов, служащие с жалованием 50 и менее рублей в месяц. Сельхоз налогом облагались владельцы скота в перерасчете скота в десятины посева, существовала 6% льгота для маломощных хозяйств, в 1928 году ЦИК СССР был принят новый закон о сельхоз налоге в соответствии с которым малоимущие хозяйства освобождались от уплаты налога полностью, что составило 70% всех хозяйств, крупные хозяйства, составившие 0,71% всех хозяйств уплачивали налог в сумме 45% всей суммы налога, причитающейся к уплате. Вместе с кулацкими хозяйствами  они выплачивали 87% всей причитающейся суммы налога.

На 1929-30 г.г. было принято Постановление Калмыцкого облисполкома»О проведении единого сельскохозяйственного налога» в соответствии с которым было определено:

Налогом облагались все граждане, ведущие сельское хозяйство, по совокупности всех доходов, включая коллективные и совхозы. Зажиточные хозяйства привлекались в индивидуальном порядке.

Во второй половине 30-х годов была завершена коллективизация, и к 1940 году ею было охвачено все крестьянство. Основным методом нажима на крестьян при коллективизации явился непосильный налог с крестьянских единоличных хозяйств.

Также на территории Калмыкии в первые годы Советской власти собирались акциз, налог со строений, сдаваемых в аренду, земельная рента и др.

Несмотря на то, что калмыцкий народ с осени 1942 года был подвержен оккупации  и достойно боролся с фашистами и на то, что по статистическим данным на начало 1943 года калмыки на душу населения дали больше всех народов СССР героев Советского Союза, получивших свои награды за участие в боях за Родину,  Политбюро ЦИК  в феврале 1943 года, приняло решение о выселении калмыков и ряда других народностей, якобы за сотрудничество с Гитлером. Депортация калмыцкого народа продолжалась 13 лет с декабря 1943 года по февраль 1956 года, когда на 20съезде ком.партии,  под влиянием международного движения, выселение народов была признана страшной ошибкой. 19 марта 1956 года  был принят указ «О снятии ограничений в правовом положении калмыков и их семей», в январе 1957 года был принят Указ  Правительства «Об образовании Калмыцкой области в составе РСФСР». Так началось возрождение Республики.

В этот период в Республике, как на всей территории  РСФСР уплачивались следующие виды налогов: Налог со строений, налог с оборота, подоходный налог с населения, налог на холостяков, подоходный налог с коопераций, госпошлина, патентный сбор, налог с нетоварных операций,  налог с киноустановок, налог на лошадей.

Основу налоговой системы нашей страны в годы советской власти составляли   отчисления от прибыли предприятий, размеры налога устанавливались государством-собственником предприятий, без участия законодательной власти, плата за здания, сооружения и оборудования предприятий, а также налог с оборота, оплачиваемый преимущественно предприятиями, производящими потребительские товары и подоходный налог с граждан. Все прочие налоги, играли вспомогательную роль в формировании доходов государства. В этот период истории  финансовые отношения граждан и предприятий с государством складывались довольно просто. Большинство предприятий находилось в собственности государства и отдавали ему почти все свои доходы. Государственные органы управления экономикой  распределяли сырье, машины, оборудования деньги между предприятиями. Созданная предприятиями продукция поступала в распоряжение других органов управления и ими же распределялась. Граждане в основном работали на государственных предприятиях, имели один источник доходов- заработную плату. Таким образом, государство было полновластным хозяином страны, оно распоряжалось всеми ресурсами, деньгами, наделяя предприятия всем, что ему необходимо для производства. Все получали очень маленькую зарплату, но зато всем гарантировались получение пенсии, бесплатное образование, медицинское обслуживание, рабочие места, получение бесплатного жилья. Налоги не имели самостоятельного значения, не было специальных налоговых органов, занимающихся сбором налогов. Сбор и контроль налоговых поступлений входил в компетенцию Министерства Финансов.  В то время как экономика всего мира регулировалась рынком, методы управления экономикой нашей страны, являлись значительным препятствием развитию международных отношений.

Такое устройство экономики лишало граждан и предприятия интереса к качеству работы и привело к всеобщему снижению качества производимой  продукции и  к упадку экономики страны. В 80-е годы 20-го столетия стало совершенно очевидной необходимость радикальной реформы экономики. Реформы начались с приватизации, в результате которой на месте государственных предприятий появились предприятия различных форм собственности. Появилась возможность для граждан получения дополнительных заработков. Началось формирование рыночной экономики, требующей инициативных людей и производство, способное самостоятельно выжить в новых условиях. В новых условиях государство должно было иначе строить финансовые отношения с гражданами и предприятиями. Так как во всем мире рычагом финансовых отношений являются налоги, появилась необходимость формирование новой налоговой системы.

Налоговая система современной России зародилась в 1991 году. Началом  создания этой системы  явилось принятие в 1991 году пакета Законов РФ о налогах, состоящего из 21 Федеральных законов. Три из которых представляли собой законы, определяющие общие основы налогообложения это: Закон РФ «Об основах налоговой системы»; «О ГНС»; « О Федеральной службе налоговой полиции», а остальные 19 законов регулируют отдельные налоги. Таким образом были заложены законодательные основы современной налоговой системы страны. В 90-е годы прошлого века можно сказать, в основном  было создана определенная налогами система налогообложения, соответствующая в мировой практике нормам. Но тем не менее эта система еще нуждается усовершенствовании, чем и вызвана необходимость принятия Налогового кодекса РФ (НК РФ), представляющего кодифицированный свод налоговых  законов. Первая часть НК РФ, состоящая из принята Государственной Думой в 1998 году и  введена  в действие с 01.01.1999 года. Первая часть НК РФ состоит из 20 глав, определяющих основы налоговой системы РФ. В связи с вводом в действие части первой НК РФ отменено ряд Федеральных законов, в том числе «Об основах налоговой системы РФ». Затем поэтапно введены в действие еще 8 глав части второй НК РФ, в связи с вводом в действие которых также отменены некоторые налоговые законы.

Главный госналогинспектор 
МРИ ФНС России №7 по РК, 
кандидат экономических наук, доцент 
Е.С. Болдырева