10 Республика Карелия
Дата публикации: 03.10.2022
Издание: Радио России. Карелия 102.2 FM
Тема: Применение контрольно-кассовой техники при проведении рас четов с покупателями
Источник: 
https://vk.com/radiokarjala?w=wall-89382245_12342
Ведущая Марьяна Александрова: По данным налоговых органов Карелии, на территории республики сегодня покупатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда им после покупки продавец не выдает бумажный чек.
С чем это связано, как вести себя потребителю, чтобы защитить свои интересы, какое наказание предусмотрено за нарушение применения контрольно-кассовой техники и что предпринимают налоговые органы для исправления ситуации, расскажет сегодня начальник контрольного отдела УФНС по Республике Карелия Евгения Круглова.
Евгения Владимировна, действительно ли участились обращения граждан, и с чем это связано?
Да, в налоговые органы республики участились обращения физических лиц - покупателей с жалобами на невыдачу в момент оплаты покупок кассового чека на бумаге.
Напомним, с марта 2022 года действует мораторий на проведение проверок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). На фоне приостановки данных контрольных мероприятий факты невыдачи чеков могут объясняться «молчащими кассами» - то есть, неиспользованием ККТ продавцами при осуществлении расчетов.
В каких сферах чаще всего фиксируется нарушение?
Как среди малого предпринимательства, так и в сфере продаж крупных торговых сетей.
Как давно сложилась эта ситуация?
Снижение числа сформированных чеков, которое мы наблюдаем сегодня, представляет тенденцию, до последнего времени нехарактерную для карельского бизнеса. Как я уже сказала, введение моратория на проверки в марте текущего года могло стать поводом для данных нарушений. «Молчащие кассы» создают не самую благоприятную ситуацию с точки зрения соблюдения законодательства, поддержания чистоты деловой среды, добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей.
Но напомним пользователям онлайн-касс, что мораторий на проведение проверок применения ККТ не означает отсутствие анализа применения касс: налоговые органы на постоянной основе проводят дистанционный мониторинг сведений от операторов фискальных данных, полученных с применением ККТ, и видят применение (или неприменение) каждой онлайн-кассы.
Иными словами, налоговому инспектору не обязательно выходить с проверкой в торговую точку, чтобы понять, пробиваются чеки или нет?
Да. Следует помнить, что мониторинг фиксирует аномалии в применении ККТ – например, неиспользование кассы при проведении расчетов при наличии такой обязанности. Данные аномалии составляют критерии риска, которые учитываются налоговым органом для проведения профилактических мероприятий.
А если предприниматель не нарушает кассовую дисциплину?
Плательщик просто не попадет в поле зрения налоговых органов, если он добросовестно исполняет обязанности по применению контрольно-кассовой техники и «пробивает» всю выручку, своевременно производит замену фискального накопителя и выполняет все законные требования.
С учетом введенных ограничений на контрольные проверки в сфере применения КТТ и полноты учета выручки, как налоговые органы сегодня выстраивают работу с бизнесом в данной сфере?
На данный момент налоговики вправе проводить профилактические мероприятия, план которых охватывает ряд торговых центров в Петрозаводске. Мы встречались с предпринимателями микрорайонов Кукковки, Древлянки, Центра. Цель визитов, которые планируется проводить и дальше – повышение количества сформированных кассовых чеков, устранение условий и причин нарушений законодательства в области применения ККТ, а также побуждение плательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.
Предусмотрены ли санкции за данное нарушение, есть ли у них «срок давности»?
При выявлении точек торговли и общепита, где имеются признаки неполного отражения выручки, предусмотрены штрафные санкции. Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения. Поэтому нарушение, выявленное в настоящее время, может повлечь неприятные последствия в дальнейшем.
Может ли покупатель защитить свои права – обратиться с жалобой на невыдачу чека, потребовать, чтобы ему его выдали?
Не только может - желательно, чтоб он так и делал. В ходе любых расчетов покупатель должен получить чек. Чек может быть не только бумажным, но и электронным. Но в этом случае следует помнить, что решение о формате чека остается исключительно за покупателем.
При каких условиях бумажный чек может быть заменен электронным?
Законом предусмотрена выдача электронного чека – аналога бумажному. Последний выдается при условии, что покупатель готов к его получению и предоставляет номер мобильного телефона или адрес электронной почты, а также получил предложение о направлении чека в электронном виде до момента расчета. Напомним, то при направлении электронного чека кассовый аппарат должен поддерживать такой функционал.
А если продавец предложил, но покупатель отказался от электронного чека?
В этом случае продавец обязан предоставить ему бумажный чек.
Что будет с жалобами граждан, о которых Вы говорили ранее и что Вы посоветуете покупателям?
Поступившие в налоговые органы обращения граждан будут проанализированы и учтены при будущих проверках, когда действие моратория прекратится.
Напомним, что каждый покупатель может сообщить о фактах нарушения законодательства применения ККТ с помощью бесплатного мобильного приложения ФНС России «Проверка чеков» или через электронный сервис «Обратиться в ФНС», выбрав соответствующий территориальный налоговый орган. Так вы защитите свои интересы потребителей и обратите внимание налоговиков на факты недобросовестной предпринимательской деятельности.