ENG

Налоговики Карелии подвели итоги работы с обращениями граждан за 2 квартал 2015 года

Дата публикации: 17.07.2015 12:36 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

За 2 квартал 2015 года общее количество обращений, поступивших в Управление ФНС России по Республике Карелия, составило 245 (из них 184 - от физических лиц, 61 – от юридических лиц).

40,8% заявлений физических лиц составили Интернет-обращения, в том числе 28,8% из обращений, представленных в электронном виде, направлено гражданами с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». 26,1% обращений поступили на бумажных носителях, примерно 9,8% составили поручения Федеральной налоговой службы, переадресованные для работы в Управление ФНС России по Республике Карелия, порядка 2,2% перенаправлены из Управлений ФНС России других субъектов РФ.

27,9% обращений юридических лиц, поступивших во 2 квартале 2015 года, рассматривались в рамках закона №59-ФЗ, 72,1% составили жалобы организаций, рассмотрение которых проходит в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основную долю заявлений граждан составляют обращения, связанные с вопросами, касающимися налога на доходы физических лиц (20,1%), обжалования решений государственных органов и должностных лиц (19%) и налога на имущество (10,3%). Значительная часть обращений касается  вопросов по транспортному налогу (8,6%) и уклонения от налогообложения (7,6%).

Также в обращениях содержались вопросы задолженности по налогам и сборам (4,9%), налогообложения малого бизнеса (4,3%), зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (4,3%), вопросы организации работы с налогоплательщиками (3,8%) и другие.

Незначительная часть обращений касается вопросов государственной регистрации юридических лиц, налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, вопросов налоговых преференций.

Всего, в рамках Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», за 2 квартал 2015 года Управлением ФНС по Республике Карелия было рассмотрено 151 обращение физических лиц и 15 обращений юридических лиц, по которым даны разъяснения, приняты решения, проведен анализ сведений, который будет использован при проведении контрольных мероприятий. В настоящее время 33 обращения физических лиц и 2 обращения юридических лиц находятся на рассмотрении, ответы на которые будут предоставлены в установленные законом сроки.

За указанный период в Управление ФНС России по Республике Карелия обращений с сервисов «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» и «Личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя» не поступало.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в Управлении ФНС России по Республике Карелия докладывается руководителю Управления ФНС России по Республике Карелия В.А. Масалкину.

Во 2 квартале 2015 года в приемную Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на личный прием обратилось 4 гражданина по вопросам жилищно-коммунальной сферы, местных налогов и отчислений, а также по кадровым вопросам. В трех случаях по результатам личного приема обратившимся гражданам даны разъяснения. В одном случае в ходе личного приема было принято письменное обращение, рассмотренное в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В инспекции Карелии за указанный период времени поступило 5405 обращений. Большую часть составили обращения, представленные на бумажном носителе (76,5%), с помощью электронных сервисов направлено 23,5% обращений. Стоит отметить, что за обозначенный период через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» в инспекции поступило 2 обращения, а через сервис «Личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя» - 8 обращений. Все поступившие обращения поставлены на контроль в соответствии со сроками, установленными регламентами работы с вышеназванными сервисами, с последующей подготовкой и направлением ответов на поставленные вопросы.

Основную часть обращений в подведомственные инспекции республики составили вопросы организации работы с налогоплательщиками, транспортного налога и налогообложения малого бизнеса.

Наибольший интерес у граждан вызывают вопросы, касающиеся обработки персональных данных, содержащихся в обращении, налога на доходы физических лиц, задолженности по налогам и сборам.

Незначительную часть обращений составили вопросы уклонения от налогообложения, налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, совершенствования налогового администрирования, местных налогов и отчислений, государственной регистрации юридических лиц.

Все заявления, жалобы, предложения граждан поставлены на контроль. В целом по инспекциям рассмотрено порядка 81,7% обращений граждан, по которым, в соответствии с законом, в установленные сроки направлены  ответы заявителям; 18,3% обращений граждан находятся на рассмотрении, ответы на которые будут предоставлены в установленные законом сроки.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в инспекциях докладывается начальникам инспекций и направляется в Управление ФНС России по Республике Карелия для формирования сводных отчетов руководителю.

В течение 2 квартала 2015 года в Управление ФНС России по Республике Карелия поступило 83 жалобы, что на 12 единиц или на 12,6% меньше, чем  за 2 квартал 2014 года.

Количество рассмотренных жалоб также снизилось к уровню 2 квартала прошлого года – с 83 до 69 в отчётном периоде, то есть на 14 единиц или на 16,9%.

Распределение рассмотренных в рамках досудебного урегулирования налоговых споров жалоб налогоплательщиков по их видам следующее:

  • 47 жалоб на решения по результатам налоговых проверок (выездных и камеральных проверок) или 68,1% от общего количества рассмотренных обращений;
  • 4 жалобы на решения, вынесенные в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса РФ (5,8%);
  • 13 обращений на иные акты налоговых органов (об отказе в проведении зачёта (возврата) налога и подобные) или 18,8%;
  • 2 жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях (2,9 % от всех рассмотренных).

По результатам рассмотрения жалоб принято 15 решений об удовлетворении жалоб налогоплательщиков полностью или частично (21,7% от числа рассмотренных жалоб). Соотношение удовлетворенных жалоб и общего количества рассмотренных обращений в целом за полугодие 2015 года составило 23,6% (в 1 полугодие 2014 года – 32,5 %), что свидетельствует об улучшении качества работы налоговых органов республики.

Оспариваемые налогоплательщиками суммы заявленных требований по рассмотренным жалобам за 1 полугодие текущего года составили 448437 тысяч рублей, что на 1,7% ниже уровня 1 полугодия 2014 года (456082 тысяч рублей). Удовлетворенная сумма требований по результатам рассмотрения Управлением жалоб налогоплательщиков в отчётном периоде составила 17182 тысяч рублей, что ниже уровня полугодия прошлого года в 7,9 раза (135510 тысяч рублей).

Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и сумм, оспариваемых налогоплательщиком по рассмотренным жалобам, составило 3,8%, что значительно ниже уровня прошлого года – 29,7%.

На динамику абсолютных и относительных суммовых показателей в значительной мере повлияли итоги рассмотрения Управлением в прошлом году ряда апелляционных жалоб налогоплательщиков с крупными доначислениями.

Проведённый анализ позволяет выделить следующие основные причины удовлетворения жалоб налогоплательщиков:

  • представление налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган документов, ранее не исследованных инспекциями в ходе мероприятий налогового контроля;
  • неправильное толкование и применение сотрудниками налоговых органов положений законодательства о налогах и сборах. Неверная оценка представленных налогоплательщиками подтверждающих документов либо собранных в ходе проверок доказательств;

отдельные нарушения при оформлении результатов налоговых проверок и применении налоговыми органами налоговых санкций, в частности, инспекциями в ряде случаев не учитываются или даётся неправильная оценка обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения.

На основе анализа причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков за 1 квартал 2015 года налоговым органам Республики Карелия даны соответствующие указания, в частности, по фактам удовлетворения жалоб.