ENG

Налоговики Карелии подвели итоги работы с обращениями граждан за апрель 2016 года

Дата публикации: 18.05.2016 10:48 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В апреле 2016 года общее количество обращений граждан, поступивших в Управление ФНС России по Республике Карелия, составило 67. Из них 23,9% обращений были направлены с помощью электронных сервисов, в том числе 81% - с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»; 13,4% составили поручения Федеральной налоговой службы, переадресованные для работы в Управление ФНС России по  Республике Карелия; 35,9% обращений граждан поступили на бумажных носителях; 10,4% обращений перенаправлены из инспекций ФНС России по Республике Карелия, 16,4% обращений перенаправлены из других государственных структур для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию налоговых органов. Одно обращение из Администрации Президента Российской Федерации перенаправлено Администрацией Главы Республики Карелия.

Обращений граждан из сервисов «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в указанный период не поступало.

Основную долю обращений граждан составили обращения по вопросам обжалования решений государственных органов и должностных лиц- 25,4%, налога на доходы физических лиц – 22,4%.

Высокую заинтересованность вызывали вопросы уклонения от налогообложения – 10,4%, организации работы с налогоплательщиками – 9%.

Часть обращений касалась вопросов налога на имущество, зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, что составило 4,5% по каждому вопросу.

Незначительная часть обращений касалась земельного, транспортного налогов, налогообложения малого бизнеса, задолженности по налогам и сборам.

Всего в отчетном периоде на исполнении находилось 115 обращений граждан, в том числе обращения, поступившие в более ранние сроки и находящиеся на рассмотрении.

В рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», за апрель 2016 года Управлением ФНС России по Республике Карелия было рассмотрено 58,2% обращений, по которым даны разъяснения, приняты решения, проведен анализ сведений, который будет использован при проведении контрольных мероприятий. В настоящее время порядка 27% обращений находятся на рассмотрении, ответы на обращения будут предоставлены в установленные законом сроки, 14.8% обращений направлено для исполнения и ответа в другие ведомства.

В апреле 2016 года в приемную Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на личный прием обращений не поступало.

Нарушения исполнительской дисциплины при рассмотрении обращений граждан в Управлении ФНС России по Республике Карелия  в апреле 2016 года отсутствуют.

В подведомственные инспекции Карелии за указанный период времени поступило 4993 обращения. Из указанного количества посредством электронных сервисов было направлено 58% обращений,  в том числе 55,3% составили обращения, направленные с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»; 0,8% - из сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»; 0,4% - из сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

Основная часть обращений в подведомственные инспекции Карелии содержала вопросы по налогу на доходы физических лиц и налоговым льготам.

Высокую заинтересованность граждан вызывали вопросы по налогу на имущество, транспортному налогу, а также по организации работы с налогоплательщиками.

Часть обращений касалась вопросов налогообложения малого бизнеса, земельного налога, зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.

В целом по инспекциям в апреле рассмотрено порядка 57,5% обращений граждан, подлежащих ответу и поставленных на контроль, по которым в сроки, установленные законодательством, направлены ответы заявителям; 42,5% от общего количества поставленных на контроль обращений граждан находится на рассмотрении, ответы на обращения будут предоставлены в установленные законом сроки.

В подведомственных инспекциях нарушения исполнительской дисциплины при рассмотрении обращений граждан в марте 2016 года отсутствуют.

В течение отчётного периода в целом от всех групп заявителей в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия поступило 15 жалоб по вопросам, решение которых входит в компетенцию отдела досудебного урегулирования налоговых споров. Это значительно, на 11 единиц или на 42,3% ниже количества поступивших обращений за апрель 2015 года (26 жалоб). При этом сократилось как число поступивших жалоб юридических лиц - с 13 до 7 единиц или на 46,2%, так и количество жалоб, поступивших от предпринимателей и граждан – с 13 до 8 обращений или на 38,5%.

Количество жалоб, рассмотренных отделом досудебного урегулирования налоговых споров в апреле 2016 года, также снизилось к уровню апреля предыдущего года – с 27 до 12 единиц в отчётном периоде, то есть на 15 единиц или в 2,25 раза. Сокращение характерно для всех категорий заявителей, но в наибольшей степени для юридических лиц – с 17 до 6 рассмотренных жалоб, то есть на 11 единиц или почти в 3 раза, и для предпринимателей – с 6 до 2 обращений или в 3 раза меньше.

Распределение рассмотренных в рамках досудебного урегулирования налоговых споров жалоб налогоплательщиков по их видам следующее:

  • 9 жалоб на решения по результатам налоговых проверок (выездных и камеральных проверок) или 75% от общего количества рассмотренных обращений;
  • 2 обращения на иные акты налоговых органов (об отказе в проведении зачёта (возврата) налога и т. п.), действия (бездействие) их должностных лиц или 16,7%;
  • 1 жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (8,3 % от всех рассмотренных).

За январь-апрель 2016 года рассмотрено 70 жалоб, по результатам рассмотрения которых принято 21 решение об удовлетворении жалоб налогоплательщиков полностью или частично. Соотношение удовлетворенных жалоб и общего количества рассмотренных обращений в целом за январь-апрель 2016 года составило 30% (январь - апрель 2015 года – из 102 рассмотренных удовлетворено 22 обращения или 21,6 %).

Оспариваемые налогоплательщиками суммы заявленных требований по рассмотренным жалобам за январь - апрель 2016 года составили 119 371 тысяч рублей, что в 3,2 раза ниже уровня аналогичного периода прошлого года (376 793 тысяч рублей). По результатам рассмотрения жалоб Управлением удовлетворены заявленные требования налогоплательщиков в суммовом выражении за отчётный период в размере 7 442 тысяч рублей, что ниже уровня прошлого года в 2,2 раза (16 579 тысяч рублей).

Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и сумм, оспариваемых налогоплательщиком по рассмотренным жалобам, за январь - апрель 2016 года составило 6,2%, что несколько выше уровня 4-х месяцев 2015 года – 4,4%.

Проведённый анализ позволяет выделить следующие основные причины удовлетворения жалоб налогоплательщиков:

  • представление налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган документов, ранее не исследованных инспекциями в ходе мероприятий налогового контроля;
  • неправильное толкование и применение сотрудниками налоговых органов положений законодательства о налогах и сборах. Неверная оценка представленных налогоплательщиками подтверждающих документов либо собранных в ходе проверок доказательств;
  • отдельные нарушения при оформлении результатов налоговых проверок и применении налоговыми органами налоговых санкций, в частности, инспекциями в ряде случаев не учитываются или даётся неправильная оценка обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения.

На основе анализа причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков в отчётном периоде налоговым органам Республики Карелия даны соответствующие указания, в частности, по конкретным фактам удовлетворения жалоб.