ENG

IT-технологии для налоговой службы

11 Республика Коми

Дата публикации: 23.06.2022

Издание: газета Республика
Тема: Электронные сервисы ФНС России
Источник:  http://respublika11.ru/2022/06/22/it-tehnologii-dlya-nalogovoy-sluzhbyi/

Налоговая служба – один из наиболее активных в плане цифровизации органов власти. Масштабное внедрение новых технологий здесь идет уже порядка десяти лет, такую IT-революцию в ведомстве связывают с премьер-министром российского правительства Михаилом Мишустиным, возглавлявшим налоговую службу в 2010-2020 годах, который выступает за широкое продвижение «цифры». «Республика» выяснила, насколько активно пользуются новыми возможностями, которые предоставляет налоговая служба в Коми, и почему цифровизация в этой сфере действительно необходима.

Налоговикам всегда нужно было работать с огромными базами данных, проанализировать, привести в порядок «вручную» их неимоверно сложно. Так что новые технологии заметно упростили работу ФНС, в том числе и на региональном уровне, значительно снизив в том числе влияние человеческого фактора. Министр финансов России Антон Силуанов отмечал, что налоговая служба сейчас стала крупнейшим агрегатором информации, которая поступает в базы данных других органов власти.

Пожалуй, самый известный среди населения цифровых проектов ФНС – это личный кабинет налогоплательщика, но с подачи налоговиков в стране работают онлайн-кассы, мобильное приложение для регистрации самозанятых, единый реестр ЗАГС и многие другие сервисы, основанные на современных технологиях. Цифровизация упрощает контрольную деятельность – с началом внедрения новых технологий в ведомстве значительно сократилось количество выездных проверок в организациях, на предприятиях. Например, те же электронные кассы упразднили необходимость возиться с кассовой отчетностью. В лидерах налоговики и в плане внедрения электронного документооборота.

В Коми достаточно быстро растет число предпринимателей, которые обзавелись электронными подписями. Точки выдачи ключей электронной подписи открылись во всех налоговых инспекциях 1 июля прошлого года. Ранее электронную подпись можно было оформить исключительно в аккредитованных коммерческих центрах, теперь же предприниматели, руководители организаций могут получить ее бесплатно у налоговиков. До конца 2021 года такой возможностью воспользовались три тысячи человек, а на 9 июня этого года количество обладателей электронной подписи в республике уже превысило восемь тысяч представителей бизнеса.

Как пояснили в республиканском управлении Федеральной налоговой службы, получить бесплатный квалифицированный ключ электронной подписи можно, обратившись лично в налоговую службу или управление, вне зависимости от места регистрации бизнесмена или территории ведения деятельности. Для оформления понадобятся паспорт, номер ИНН, СНИЛС, сертифицированный и USB-носитель, на котором и будет храниться подпись. Технически это электронная информация, которая присоединяется к направляемому документу и используется для определения владельца подписи. Документы, подписанные электронной подписью, по юридической значимости приравниваются к документам, подписанным вручную.

Электронную подпись, полученную в налоговом органе, можно использовать при проведении всех типов операций – от направления отчетности в налоговую службу и другие государственные органы до использования на различных электронных площадках и сервисах для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Кроме того, как пояснили в УФНС, до 31 октября 2022 года при получении подписи в налоговом органе в ключ встраивается бесплатная лицензия на программное обеспечение КриптоПро для работы с данной подписью. Период действия бесплатной лицензии распространяется на весь период действия электронной подписи.

Сервис ФНС «Личный кабинет налогоплательщика», разработанный еще в 2009 году в рамках госпрограммы «Электронное правительство», дает возможность получать необходимую актуальную информацию – о налогооблагаемом имуществе, о начисленных и уплаченных налогах, также он дает возможность заполнять и направлять налоговые декларации, отслеживать статус их проверки, направлять обращения в налоговые органы. Этот сервис можно оформить даже на несовершеннолетнего. Сейчас многие подростки уже работают, даже ведут свой небольшой бизнес, соответственно – платят налоги, так что такой сервис для них будет совсем нелишним.

Зарегистрироваться в сервисе можно при личном посещении инспекции, пояснили в УФНС по Коми, причем получить доступ к личному кабинету ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, может его законный представитель. Зайти в кабинет налоговой службы также можно с помощью подтвержденной учетной записи портала Госуслуги через поле «Войти с реквизитами ЕСИА» на стартовой странице личного кабинета. Через личный кабинет подросток может оформить ИНН (через вкладку «Жизненные ситуации»).

Сформированное электронное свидетельство ИНН визуально отличается от привычного свидетельства, однако имеет с ним равную юридическую силу. Для получения электронного свидетельства необходимо отправить заявление и подписать его электронной подписью, сформированной в личном кабинете бесплатно. ИНН будет получен сразу после отправки заявления. После этого его можно распечатать и использовать как обычное свидетельство. Есть еще один способ оформить ИНН – через специальный сервис на сайте ФНС «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации». После оформления заявления пользователю предложат прийти в инспекцию на следующий рабочий день для получения уже готового свидетельства, в виде привычного бланка. А с 1 декабря получить ИНН в электронной форме можно будет и через портал Госуслуги.

В 2015 году был внедрен такой сервис, как «Личный кабинет налогоплательщика – индивидуального предпринимателя». Этот цифровой помощник позволяет, например, получать выписки из ЕГРИП, направлять в инспекцию заявления, обращения, жалобы, отслеживать статус их рассмотрения, уточнять невыясненные платежи.

Те, кто пока не освоился с цифровыми сервисами, может получать нужные услуги и «по старинке», через личное посещение налогового органа или МФЦ, но, например, то же оформление ИНН в таком случае займет уже до пяти дней.

Еще одна услуга, оказываемая с применением новых технологий, это рассылка информации о налогах по email или в СМС. Для этого нужно направить согласие на информирование о наличии задолженности через «Личный кабинет налогоплательщика» или при личном визите в инспекцию. Или же отправить заявление о согласии по почте заказным письмом, передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

– Такой формат информирования позволяет налогоплательщику своевременно отслеживать текущее состояние расчетов по уплате обязательных платежей и не допускать начисления пеней. Преимуществом смс и email-рассылки от налоговой службы также является актуальность сведений, так как сервис предоставляет достоверные данные из баз налогового органа на текущую дату, – сообщили в региональном управлении налоговой службы.

Сообщения о задолженности особо докучать гражданину не будут, так как приходят они не чаще чем раз в квартал, просто как напоминание для самых забывчивых или же для тех, кто по какой-то причине не знает о том, что ему нужно заплатить налог, например, за числящееся на нем имущество, или же по ошибке перевел, оплачивая налог, меньшую, чем было нужно, сумму. От информирования можно в любой момент отказаться, тоже с помощью заявления. И проверять информацию о задолженности самостоятельно в «Личном кабинете налогоплательщика» (вход доступен с реквизитами портала Госуслуги) или на портале Госуслуги.

– Сегодня налоговые органы – это не только инспекции, куда налогоплательщик может лично обратиться с вопросом, а еще и полноценная цифровая площадка, на которой можно решать интересующие вопросы в пару кликов, не отвлекаясь от привычных дел. Например, оплачивать налоги, сдавать декларации, получать ИНН, регистрировать бизнес и многое другое. При этом тенденция на цифровизацию сохраняется. ФНС продолжает активно разрабатывать и внедрять полезные для бизнеса и граждан проекты, – отметила и.о. руководителя УФНС по Республике Коми Галина Пилипенко.

Из недавно внедренных социальных сервисов можно отметить «Рождение ребенка». Это совместный проект ФНС России, федеральных минцифры и минздрава. Новый сервис работает на портале Госуслуги, с его помощью можно удаленно подать заявление на получение свидетельства о рождении ребенка, получить постановку на налоговый и персонифицированный учет, автоматическую регистрацию в ПФР, СНИЛС и сертификат на маткапитал.

А в планах на будущее – введение института Единого налогового счета для юридических лиц. Вероятно, он будет внедрен уже в следующем году. В тестовом порядке такая система будет работать с июля по конец нынешнего года, весной предприниматели могли подать заявление на участие в этом эксперименте. Это упростит оплату налогов, исключит ситуации, когда по одному налогу возникает переплата, а по другому есть недоплата, сделает ненужным заполнение большого количества платежных поручений – для крупных компаний это весьма актуально. Достаточно будет указать только сумму и ИНН налогоплательщика. Фактически исчезнет такое понятие, как неверно оформленный платеж. Налоги будут брать сразу общей суммой, а правильно распределять поступления будет автоматизированная система, цифровой разум сам разберется, какие суммы, например, нужно отправить на недоимки, а какие на другие отчисления.

3 июня на площадке Торгово-промышленной палаты Коми представители УФНС по региону рассказали предпринимателям о едином налоговом счете, его преимуществах, ответили на вопросы бизнесменов.