ENG

Институт банкротства гражданина-должника: новое в законодательстве и практике применения

11 Республика Коми

Дата публикации: 10.10.2017

Издание: Журанал «.DOC»
Тема: Банкротство
Источник:  https://www.consultantkomi.ru/.doc/

Институт банкротства гражданина-должника заработал в России с 1 октября 2015 г. С этой даты вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ, которым в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены изменения, регулирующие порядок осуществления процедуры банкротства в отношении гражданина-должника. Впоследствии ряд положений законодательства о банкротстве гражданина были уточнены Федеральным законом от 29.06.2015 № 154-ФЗ.

В отличие от дел о банкротстве юридических лиц, где могут применяться такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление (реабилитационная процедура), внешнее управление (реабилитационная процедура), конкурсное производство (ликвидационная процедура) и мировое соглашение, в делах о банкротстве физических лиц применяются иные процедуры (кроме мирового соглашения). Это:

- реструктуризация долгов гражданина (реабилитационная процедура, цель которой — восстановление платежеспособности должника и погашение им задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов);

- реализация имущества гражданина (реабилитационная процедура, цель которой — соразмерное удовлетворение требований кредиторов).

Следует сказать о последних изменениях, принятых в конце 2016 года и направленных на совершенствование норм законодательства о банкротстве. Так, благодаря Федеральному закону от 30.11.2016 № 407-ФЗ в 20 раз, с 6000 до 300 руб., уменьшена государственная пошлина для физических лиц при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Изменения внесены в ст. 333.21 НК РФ. Уточнениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ в п. 5 ст. 213.25 Закона о банкротстве, установлено, что с даты признания гражданина банкротом и введения процедуры реализации имущества гражданина прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей. Этим же законом упорядочены правила расходования гражданином-должником денежных средств в процедуре банкротства. Теперь гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать 50 тыс. руб. в месяц. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми тот вправе ежемесячно распоряжаться. Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Постепенно расширяется и практика применения института банкротства гражданина. С 01.10.2015 по 01.07.2017 в Арбитражный суд Республики Коми поступило свыше 340 заявлений о банкротстве физических лиц. По состоянию на 01.07.2017 в отношении граждан  введено 88 процедур  реализации имущества и 52 процедуры реструктуризации долгов.

Формированию судебной практики, в частности, способствовало постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».

Ограничения признания банкротом

Однако недопустимо, чтобы институт банкротства применялся должниками, в том числе физическими лицами, для злонамеренного уклонения от исполнения своих обязательств перед кредиторами. Уже имеется ряд судебных решений о неприменении в отношении недобросовестных должников правил об освобождении от исполнения обязательств.

Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве предусмотрено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:

- вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

- гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;

- доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В частности, в рамках дела № А29-7512/2015 Арбитражным судом Республики Коми 24.11.2016 принято решение о неприменении в отношении гражданина-должника правила об освобождении от исполнения обязательств в связи с непредставлением сведений. Постановлением Второго Арбитражного Апелляционного суда от 01.03.2017 указанный судебный акт в обжалуемой части оставлен без изменения.

За фиктивное или преднамеренное банкротство, а также неправомерные действия при банкротстве предусмотрена административная ответственность. За фиктивное банкротство, повлекшее крупный ущерб, установлена уголовная ответственность (ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ; ст. 197УК РФ).

Следует отметить, что требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Важно отметить, что ФНС России применяет институт банкротства для взыскания, а не для списания задолженности, формируя практику невозможности применения процедуры банкротства в целях уклонения от уплаты налогов.

Федеральная налоговая служба массово не инициирует дела о банкротстве должников-физических лиц. Суть подхода налоговых органов заключается в подаче заявлений о банкротстве граждан, уклоняющихся от исполнения обязательств перед бюджетом при наличии возможности погасить имеющуюся налоговую задолженность.

Также налоговыми органами инициируются дела о банкротстве недобросовестных должников, которые своими неправомерными действиями причинили ущерб бюджетной системе Российской Федерации. В силу абзаца четвертого пункта 4, абзацев четвертого и пятого пункта 6 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), а также пункта 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» по итогам завершения процедуры банкротства в отношении обязательств по возмещению убытков, причиненных Российской Федерации ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего, а также по возмещению ущерба, причиненного преступными действиями бюджетной системе Российской Федерации, правило об освобождении гражданина-должника от исполнения обязательств не применяется.

Последствия банкротства

Важно при принятии решения о подаче заявления в суд о признании должника несостоятельным (банкротом) учесть последствия, предусмотренные законодательными нормами.Значимым последствием является то, что физическое лицо-банкрот будет ограничено в праве распоряжения собственным имуществом. Распоряжение имуществом должника производится финансовым управляющим. В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина. Появляются большие расходы на оплату ведения процедуры в суде, выплата сумм финансовому управляющему, финансирование публикаций в средствах массовой информации.Совместно приобретенное за период брака имущество супругов делится по общепринятому положению, т. е. из всего имущества выделяется доля должника и второго супруга – мужа или жены.

Впоследствии именно на выделенную часть и обращается взыскание, но второму супругу положена только денежная компенсация части реализованного имущества.

В конце 2016 года Министерство юстиции предложило законопроект, позволяющий продажу за долги элитного жилья, которое является единственным для семьи должника. Согласно документу, обратить взыскание долга на единственное жилое помещение можно исключительно при условии, что его площадь минимум вдвое превышает площадь, рассчитанную с учетом жилищной нормы. По решению суда жилье должника будет выставляться на торги, затем из вырученных средств гаситься долг, а оставшиеся деньги — передаваться должнику для покупки квартиры, соответствующей социальным нормам. При этом, если в течение трех месяцев он не приобретет жилье, средства планируется передавать в бюджет муниципалитета, который должен будет предоставить площадь, пригодную для проживания. В настоящее время законопроект находится на доработке.