ENG

Реформа контрольно-надзорной деятельности – гарантия снижения давления на бизнес и роста экономики региона

Дата публикации: 08.09.2017 13:38 (архив)

На сайте Открытого правительства опубликовано сообщение о том, что процесс совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Марий Эл перешел из теоретической плоскости в практическую.

В республике создана рабочая группа, в функции которой входит координация работы по всем направлениям деятельности в сфере государственного контроля.

Преобразование контроля и надзора должно стать одним из принципиальных направлений совершенствования предпринимательского климата и формирования правильных отношений между бизнес-сообществом и органами власти.

Что касается налоговой службы, исполняющей, в том числе контрольно-надзорные функции, то она еще в 2007 году начала менять подход к организации контрольной работы. Была разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок: в целях сокращения административного давления на бизнес был  внедрен риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Риск-ориентированный подход  при выборе объектов контроля включает в себя всесторонний риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Анализ проводится на основе общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, опубликованных в открытом доступе на сайте ФНС России. Таким образом, сам налогоплательщик может оценить с какой долей вероятности он может стать объектом внимания налоговиков.

Применяя такие методы налоговые органы не только распределяют налогоплательщиков по группам рисков, но определяют роль каждого налогоплательщика в том или ином бизнес-процессе: фирма-«однодневка», «транзитная» организация, потенциальный выгодоприобретатель.

Об эффективности риск-ориентированного подхода при выборе объектов контроля свидетельствуют, например, следующие показатели: при сокращении в 2016 году количества проведенных выездных налоговых проверок чуть меньше, чем в два раза (с 257 проверок в 2015 году до 135 проверок в 2016 году) эффективность проведенных проверок возросла в 2,2 раза. Доначисления на одну выездную проверку в 2016 году составили 5,2 млн рублей (в 2016 году - 2,4 млн рублей доначисленных платежей на одну проверку, проведенную в 2015 году). 

Аналогичная ситуация имеет место и в 2017 году: за семь месяцев эффективность проведенных выездных налоговых проверок выросла в 1,4 раза (или на 44 %). На одну выездную проверку доначислено 8,5 млн рублей (в аналогичном периоде 2016 года - 5,9 млн рублей). При этом, за семь месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года количество проведенных проверок сократилось на 16 % (с 83 до 70).

Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности, запущенная налоговой службой еще в 2007 году, приносит положительные результаты – повышение эффективности взаимодействия бизнес-сообщества, снижение давления на честный бизнес и, соответственно, развитие экономики региона.