ENG

Налоги - один из «китов» процветания

12 Республика Марий Эл

Дата публикации: 05.08.2014

Издание: Газета «Марийская правда», 31.07.2014 № 136
Тема: Налоговое администрирование
Источник:  http://www.marimedia.ru

На прошлой неделе в поселке Медведево прошло представительное совещание - с участием членов республиканского правительства, руководителей ведущих дорожно-строительных предприятий, глав муниципальных образований Марий Эл. Основная тема разговора - благоустройство населенных пунктов.
 
Медведево для этой встречи было выбрано не случайно. В поселке идет активное строительство жилых домов, офисных зданий, объектов социального назначения, реализуется программа «Переселение из аварийного жилья». Но новые детские сады, школы, спортивные комплексы, жилые микрорайоны, больницы, благоустроенные дворы, качественные дороги и многое другое невозможно без стабильного пополнения муниципального бюджета. И там, где это хорошо понимают и прилагают усилия для выполнения этой задачи, жизнь более комфортная. Главный источник доходной части бюджета - налоговые поступления. Поэтому присутствие на этом совещании и выступление руководителя УФНС России по Республике Марий Эл Фарида Ханафеева было вполне логично.
 
Роль «первых скрипок» в региональном бюджете играют налог на Доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций. Их удельный вес в общем объеме поступлений составляет 72,9%.
 
Местные бюджеты почти на 80% состоят из поступлений НДФЛ, дальше со значительным отрывом следуют налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов (14,2%). Поступления земельного налога составляют в муниципальной «налоговой копилке» 4,6%, налог на имущество физических лиц - 0,4% (данные за первое полугодие 2014 года). Таким образом, 97,6% местных бюджетов составляют налоги. Именно поэтому, считают в управлении, каждый глава администрации должен четко представлять картину с собираемостью налогов, владеть экономической ситуацией муниципального образования, проводить структурный анализ налогооблагаемой базы, адресно работать с каждым налогоплательщиком, по каким-то причинам не выполняющим свои обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
 
Это тем более важно еще и потому, что с 1 января 2014 года изменились нормативы отчислений НДФЛ в бюджеты городских округов муниципальных районов республики. Как следствие, сократились доходы местных бюджетов.
 
Наибольшая доля НДФЛ поступает в бюджет от налоговых агентов, и работа с теми из них, кто несвоевременно и не в полном объёме перечисляет НДФЛ, должна стать приоритетной не только для налоговиков, но и для муниципальных властей.
 
Особого внимания требуют и «скупые» работодатели, выплачивающие низкую - ниже прожиточного минимума или ниже средней по отрасли - зарплату своим сотрудникам, а также убыточные организации.
 
Один из действенных инструментов воздействия на «трудных» налогоплательщиков - межведомственные комиссии, созданные в органах местного самоуправления. «На ковер» в городские и районные администрации приглашаются налогоплательщики, у которых в ходе тщательного анализа финансово-хозяйственной деятельности выявлено неполное отражение в учете хозяйственных операций, несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности, убыточность деятельности, применение «серых» зарплатных схем, низкий уровень оплаты труда работников и т.д. При проведении анализа деятельности компаний и предпринимателей контролирующие органы используют как собственные ресурсы, так и внешние источники.
 
Такие «воспитательные» меры помогают без длительных выездных проверок, судебных разбирательств, споров и принудительного взыскания договориться с налогоплательщиком об исправлении ситуации и, как следствие, пополнить местные бюджеты, а значит, увеличить экономический потенциал муниципальных образований.
 
Эффективность работы межведомственных комиссий возрастает, если в них входят представители органов прокуратуры и государственной инспекции труда.
 
Казалось бы, все просто: местная власть получает проверенные списки своих «должников», которые тормозят экономическое развитие района, города, села, адресно работает с каждым и получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей, а если конкретнее, за заботу об экономическом здоровье вверенной территории в виде бюджета «без дыр».
 
Но на деле не все так гладко. Зачастую подобные заседания проводятся «для галочки», списки налогоплательщиков отрабатываются лишь частично, администрации муниципальных образований неохотно работают с убыточными организациями, мотивируя это тем, что налог на прибыль не является источником формирования местных бюджетов. Однако, как показывает жизнь, хронически убыточная компания зачастую применяет и другие хитроумные, но хорошо известные специалистам схемы ухода от налогообложения, и может стать источником начислений по «нужным» муниципалитетам налогам.
 
Налоговые органы со своей стороны готовы к сотрудничеству с главами местных администраций в решении задачи мобилизации налогов, зачисляемых в местные бюджеты муниципальных образований республики.
 
Ольга Егошина,
пресс-секретарь УФНС
России по Республике Марий Эл