О новациях в разрешении налоговых споров

Дата публикации: 05.02.2013 14:22 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В настоящее время ФНС России проводит ряд административных реформ, направленных на совершенствование процедуры разрешения налоговых споров в досудебном порядке. К ним, в частности, относится разрешение максимального количества налоговых споров с налогоплательщиком в административном порядке (обжалование всех актов (действий, бездействия) налогового органа в вышестоящий налоговый орган), снижение судебных налоговых споров с налогоплательщиками, исключение налоговых споров, которые не имеют судебной перспективы, выработка единой позиции по спорным вопросам в рамках разрешения налоговых споров, а также создание унифицированного подхода при передаче налоговых споров на рассмотрение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На реализацию этих реформ направлена и разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", который размещен на сайте Минфина России.

Основные идеи законопроекта заключаются в следующем.

Вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.

Преимущества предлагаемой процедуры очевидны: быстрый способ рассмотрения соответствующего спора - 15 дней (в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года); менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей); решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки; порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.

После обжалования ненормативного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц в вышестоящем налоговом органе налогоплательщику предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящий налоговый орган (в порядке подчинения) или в суд.
Увеличивается до одного месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На данный момент законопроект внесен в Государственную Думу Российской Федерации и рассмотрен Советом Государственной Думы Российской Федерации.

ФНС России также проводится активная работа по внедрению и использованию современных способов общения с налогоплательщиками посредством Интернет-ресурсов, электронной связи.

С 1 января 2011 года ответы на обращения могут направляться заявителям не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.

В Федеральную налоговую службу заявители могут обратиться в электронном виде с помощью Интернет-сервиса "Обратиться в ФНС России", заполнив необходимые данные о себе и вложив файл обращения в специальную форму. В заполняемой заявителем форме добавлено поле "Как направить Вам ответ", которое может принимать одно из следующих значений: "По почте (в бумажном виде)" или "По E-mail (в электронном виде)". Возможность использования электронной почты повышает оперативность получения ответа заявителем.

Одним из новшеств является электронный сервис «Узнай о жалобе», размещенный на официальном сайте УФНС России «www.r12.nalog.ru» в разделе «Электронные услуги».

Электронный сервис «Узнай о жалобе» создан в целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет и предназначен для информирования налогоплательщиков и поданных ими в Центральный аппарат ФНС России и Управления ФНС России по субъектам РФ обращениях, жалобах, заявлениях, предложениях.