Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

АС-3-9/6756@

Дата публикации: 16.03.2017

Дата решения: 28.12.2016

Номер решения: АС-3-9/6756@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 78, Статья 207, Статья 209, Статья 216, Статья 224, Статья 231

Вид налога: Налог на доходы физических лиц

Тема налогового спора: Возврат суммы излишне уплаченного НДФЛ 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) которого обжалуются: налогоплательщик не может быть признан налоговым резидентом Российской Федерации, так как срок его пребывания на территории страны составил менее 183 дней

Позиция налогоплательщика: сумма излишне уплаченного НДФЛ подлежит возврату, так как налогоплательщиком получен статус налогового резидента Российской Федерации

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Пунктом 2 статьи 209 Кодекса определено, что объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно статье 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 статьи 231 Кодекса возврат суммы НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2015
№ 16-П указал, что налоговый статус физического лица, исходя из критерия нахождения его в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.

Кодекс прямо указывает на необходимость для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду, а соблюдение налогоплательщиком условия пребывания в Российской Федерации не менее 183 календарных дней из 12 месяцев, следующих подряд, с учетом установленных правил исчисления данного срока позволит ему получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.

Данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере.

14.03.2016 заявитель в Инспекцию представил декларацию по НДФЛ за 2015 год, в которой им с ранее удержанного НДФЛ по ставке 30% произведен перерасчет суммы НДФЛ по ставке 13%, в связи с чем заявлен НДФЛ к возврату из бюджета.

Заявителем в Инспекцию с декларацией по НДФЛ за 2015 год представлены справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 11.03.2016 и дубликат миграционной карты.

В соответствии со справкой о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 11.03.2016, заявителем от ГКУ «Х» за период сентябрь - декабрь 2015 года получен доход, указана налогооблагаемая база по НДФЛ, указана сумма НДФЛ, удержанного у источника выплаты по ставке 30%.

Согласно отметке в копии дубликата миграционной карты, датой въезда Заявителя в Российскую Федерацию является 10.07.2015. Следовательно, срок пребывания заявителя в Российской Федерации в 2015 году составил 174 дня, в связи с чем он не мог быть признан налоговым резидентом Российской Федерации в 2015 году.

Таким образом, ввиду того, что заявитель находился в Российской Федерации в 2015 году менее 183 дней в календарном году, отсутствуют основания для перерасчета суммы НДФЛ, удержанного с него налоговым агентом - ГКУ «Х» по итогам налогового периода 2015 года.

Перейти к полному тексту решения по жалобе


Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.