Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

13-15-01/11924@

Дата публикации: 23.03.2017

Дата решения: 10.11.2016

Номер решения: 13-15-01/11924@

Налоговый орган, вынесший решение: УФНС России по Владимирской области

Статьи Налогового кодекса: Статья 381

Вид налога: Налог на имущество организаций

Тема налогового спора: Применение льготы по налогу на имущество организаций в отношении переходно-скоростных полос, входящих в состав федеральных автомобильных дорог общего пользования 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Переходно-скоростные полосы на автозаправочных станциях не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог и, следовательно, не подлежат льготированию.

Позиция налогоплательщика: Переходно-скоростная полоса, соединяющая объект дорожного сервиса и дорогу, является неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги, в связи с чем подлежит льготированию.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

Согласно п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов»  в перечень указанный в п. 11 ст. 381 Кодекса включены федеральные автомобильные дороги и элементы федеральных автомобильных дорог, в том числе переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. При этом, защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения (п. 2 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).

Статьей 10 Закона об автомобильных дорогах установлено, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

При этом в отношении автомобильных дорог федерального значения дорожная деятельность осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (пункт 1 статьи 32 Закона об автомобильных дорогах).

Из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для применения к переходно-скоростным полосам положений п. 11 ст. 381 Кодекса, кроме их конструктивной принадлежности к дорогам, они должны обладать статусом федерального имущества. 

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации установлено, что общество заявило льготу по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 Кодекса в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а именно переходно-скоростным полосам при автозаправочных станциях.

Проверкой установлено, что льгота по налогу на имущество заявлена обществом необоснованно, поскольку переходно-скоростные полосы на автозаправочных станциях (далее - АЗС) не относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью федеральных автомобильных дорог и, следовательно, не подлежат льготированию.

В апелляционной жалобе заявитель указал, что переходно-скоростная полоса, соединяющая объект дорожного сервиса и дорогу, является неотъемлемой технологической частью федеральной автомобильной дороги, в связи с чем подлежит льготированию.

В обоснование изложенной позиции общество ссылается на Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (далее – Закон об автомобильных дорогах), а также Постановление Правительства РФ от 29.10.2009 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода», из которых следует, что автомобильные дороги должны быть обеспечены объектами дорожного сервиса, в число которых входит АЗС.

Общество во исполнение требований пункта 6 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах, пункта 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», а также пункта 15.2 ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на дорогах» осуществило строительство и реконструкцию АЗС, оборудовав переходно-скоростные полосы в зоне их примыкания к автомобильной дороге.

По мнению налогоплательщика, тот факт, что строительство переходно-скоростных полос обусловлено выполнением требований нормативных актов, является основанием для их включения в перечень объектов, подлежащих льготированию.

Рассмотрев доводы общества, Управление сообщает следующее.

Согласно пункту 5.22 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», который распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, переходно-скоростные полосы следует предусматривать на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.

Переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств.

При этом переходно-скоростная полоса является частью примыкания к объекту дорожного сервиса, следовательно, теряет свое функциональное назначение при отсутствии объекта дорожного сервиса и не может существовать отдельно от объекта дорожного сервиса.

Кроме того, переходно-скоростные полосы к объектам дорожного сервиса не относятся к федеральному имуществу, следовательно, не могут являться и частью федерального имущества, к которому относятся федеральные автомобильные дороги.

В связи с этим доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе относительно правомерности применения льготы, являются несостоятельными и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, общество не несет каких-либо издержек по содержанию федеральной автомобильной дороги, а выполнение требований нормативных актов является обязанностью собственника, наличие и исполнение которой само по себе в отрыве об иные обстоятельства не является основанием для включения переходно-скоростных полос, находящихся на балансе общества, в перечень объектов, подлежащих льготированию.

АЗС общества и отходящие от них переходно-скоростные полосы не сооружались как единый объект по одному проекту, составленному до начала строительства АЗС, их строительство обусловлено размещением АЗС, следовательно, их отношение к федеральной автомобильной дороге – вторично.

Перейти к полному тексту решения по жалобе


Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.