РУС ENG

СА-4-9/24736@

Дата публикации: 10.01.2019

Дата решения: 19.12.2018

Номер решения: СА-4-9/24736@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 81, Статья 123, Статья 226

Вид налога: Налог на доходы физических лиц

Тема налогового спора:

Привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае уплаты исчисленной и удержанной суммы налога с нарушением установленного срока

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Факт несвоевременного перечисления сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за полугодие 2017 года, заявленных в расчете по форме 6 - НДФЛ, послужил основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса российской Федерации.

Позиция налогоплательщика: Заявитель уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации (далее - Суд), изложенной в Постановлении от 06.02.2018 № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса (далее - Постановление от 06.02.2018 № 6-П), просрочка в перечислении налоговых платежей возможна не только вследствие недостоверного декларирования налога (неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой отчетности), но и безотносительно к этому, например - имея в виду, что налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет налоговые платежи по НДФЛ, по общему правилу, не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 Кодекса), - в результате упущений организационно-технического характера, связанных с удержанием данного налога, которые даже при правильном расчете подлежащего удержанию и перечислению налога за отчетный (налоговый) период не исключают ошибок и недоимок в ранее состоявшихся платежах. Такие промежуточные (внутригодовые) неточности могут быть обнаружены и исправлены налоговым агентом, а вызванная ими задолженность устранена как до представления расчета налоговым органам, так и впоследствии, однако в обоих случаях они приводят к просрочке в перечислении удержанного налога, которая может быть непреднамеренной.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Кодекса, имеющие место в судебной практике, Суд, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций, выраженных, в том числе в данном постановлении, приходит к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, при том, что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Общество 22.07.2017 представило в Инспекцию Расчет по обособленному подразделению, в котором по сроку уплаты 30.06.2017 отразило сумму удержанного налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 6 604 рублей.

Удержанные суммы НДФЛ Заявитель своевременно не уплатил.

Перечисление задолженности по налогу в размере 6 604 рублей и пени в размере 14,93 рублей за несвоевременную уплату налога произведено Обществом 10.07.2017.

Установленный Инспекцией факт несвоевременного перечисления исчисленного и удержанного НДФЛ по обособленному подразделению по сроку уплаты 30.06.2017 послужил основанием для привлечения Заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса.

Вместе с тем, ФНС России считает, что налоговым органом не учтено следующее.

Фактическое перечисление суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет по сроку 30.06.2017 в размере 6 604 рублей и пени в размере 14,93 рублей за несвоевременное перечисление налога произведено Заявителем в полном объеме 10.07.2017, то есть до составления Акта (01.11.2017), что подтверждается платежными поручениями и сведениями, содержащимися в карточке расчетов с бюджетом по НДФЛ за 2017 год.   

Таким образом, Заявитель самостоятельно (до момента, когда ему стало известно об обнаружении Инспекцией факта несвоевременной уплаты налога) перечислил необходимую сумму НДФЛ и соответствующие ей пени.

При этом Решение и представленные налоговым органом материалы не содержат доказательств, указывающих на преднамеренность несвоевременного перечисления в бюджет сумм удержанного НДФЛ и на систематический характер нарушений со стороны Общества.

При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 06.02.2018 № 6-П, Федеральная налоговая служба пришла к выводу, что Общество подлежит освобождению от привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба отменила решение Инспекции и Управления.

Перейти к полному тексту решения по жалобе