РУС ENG

СА-3-9/670@

Дата публикации: 07.02.2019

Дата решения: 31.01.2019

Номер решения: СА-3-9/670@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 391

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность неприменения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ЕГРН 02.02.2017, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2017 год, то есть с 01.01.2017 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Поскольку сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 02.02.2017 (после 01.01.2017), данная кадастровая стоимость подлежит применению со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2018.

 

Позиция налогоплательщика: По мнению Заявителя, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2017 год должна применяться кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Департамента имущественных отношений от 14.12.2016 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», так как результаты проведения государственной оценки земель населенных пунктов определены по состоянию на 01.01.2016 года.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.

Согласно пункту 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Кодекса.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет - обращение Заявителя, установила следующее.

Приказом Департамента имущественных отношений от 14.12.2016 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее – Приказ) утверждено, что кадастровая стоимость земельных участков и средние значения кадастровой стоимости земель населенных пунктов определены по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2016, в том числе земельного участка Заявителя.

18.08.2017 в Инспекцию из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра) в электронном виде поступили сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 581 988,10 рублей, утвержденной Приказом, без указания даты внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

06.09.2017 в Инспекцию поступило интернет-обращение Заявителя, в котором Заявитель просил, в том числе произвести перерасчет земельного налога в отношении земельного участка исходя из утвержденной по состоянию на 01.01.2016 кадастровой стоимости в размере 12 581 988,10 рублей.

По результатам рассмотрения интернет-обращения от 06.09.2017 Инспекцией Заявителю направлено письмо от 25.09.2017, в котором сообщено, что на основании поступивших в Инспекцию сведений Управления Росреестра, кадастровая стоимость земельного участка в размере 36 516 520,28 рублей действует в периоде 01.01.2013 – 01.01.2017, кадастровая стоимость в размере
12 581 988,10 рублей будет применяться в периоде 01.01.2017 – 01.01.2019.

Вместе с тем, 02.04.2018 в Инспекцию поступили сведения Управления Росреестра, согласно которым в отношении данного земельного участка кадастровая стоимость в размере 12 581 988,10 рублей, утвержденная Приказом, внесена в ЕГРН 02.02.2017.

24.09.2018 в Инспекцию поступило интернет-обращение Заявителя, в котором сообщено, что в отношении земельного участка в 2017 году применяется кадастровая стоимость в размере 36 516 520,28 рублей, тогда как корректной, по мнению Заявителя, является кадастровая стоимость в размере 12 581 988,10 рублей.

По результатам рассмотрения интернет-обращения от 24.09.2018 Инспекцией Заявителю направлено письмо от 12.10.2018, в котором сообщено о поступлении сведений регистрирующих органов, в том числе об утвержденной Приказом кадастровой стоимости земельного участка в размере 12 581 988,10 рублей, внесенной в ЕГРН 02.02.2017 и применяемой в период 01.01.2018 – 01.01.2019. Инспекцией сообщено, что поскольку кадастровая стоимость в размере 12 581 988,10 рублей внесена в ЕГРН после 01.01.2017, данная кадастровая стоимость подлежит применению со следующего налогового периода, то есть с 01.01.2018.

Не согласившись с ответом Инспекции от 12.10.2018, Заявитель направил в Управление интернет-обращение от 21.11.2018, в котором просил обязать Инспекцию осуществить перерасчет земельного налога за 2017 год за земельный участок с учетом кадастровой стоимости в размере 12 581 988,10 рублей.

По результатам рассмотрения интернет-обращения Заявителя от 21.11.2018 Управлением подготовлен ответ от 10.12.2018, который размещен в личном кабинете Заявителя. В указанном ответе со ссылками на соответствующие положения законодательства Российской Федерации, в том числе сообщено, что в связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка в размере
12 581 988,10 рублей внесена в ЕГРН 02.02.2017, то есть после 01.01.2017, что подтверждается предоставленной Заявителем копией письма Управления Росреестра, данная кадастровая стоимость подлежит применению со следующего налогового периода и будет использоваться для расчета земельного налога за 2018 год в 2019 году.

Расчет земельного налога за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 осуществлен из расчета кадастровой стоимости в размере 36 516 520,28 рублей, содержащейся в ЕГРН по состоянию на 01.01.2017, что соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, и не подлежит перерасчету по заявленным в обращении требованиям.

По результатам рассмотрения интернет – обращение Заявителя и документов, представленных Управлением, ФНС России сообщила, что кадастровая стоимость, установленная Приказом, в соответствии с положениями статьи 391 Кодекса не подлежит применению при исчислении Заявителю земельного налога за 2017 год, поскольку согласно статье 5 Кодекса Приказ вступил в силу в течение налогового периода 2017 года и не содержит прямое указание на применение его в целях налогообложения в предыдущих периодах.

Перейти к полному тексту решения по жалобе